Конспект подгруппового логопедического занятия по коррекции лексико-грамматического строя речи с детьми подготовительной к школе группы с общим недоразвитием речи III уровня речевого развития.
Лексическая тема: «Домашние птицы»
Цель: совершенствование грамматического строя речи
- Систематизация представлений детей о домашних птицах: местах их обитания, как они подают голос, об их питании, членах птичьих семей, пользе для человека ( );
- Уточнение и активизация словаря по теме, закрепление обобщающего понятия «Домашние птицы» ( беседа по вопросам, д/игра «Кто как разговаривает?, «У кого кто в семье?» );
- Совершенствование умения детей образовывать существительные в единственном и множественном числе ( д/игра «Один-много»);
- Совершенствование умения образовывать притяжательные прилагательные ( д/игра «Чья, чей, чье?»);
- Закрепление умения образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами ( д/игра «Назови ласково» );
- Совершенствование умения образовывать существительные с увеличительным суффиксом –ище- ( д/игра «Хвастуны» );
- Совершенствование умения образовывать существительные в Р.п ( д/и «Кого не стало?» ).
- Развитие логического мышления ( отгадывание загадок );
- Развитие зрительного внимания и памяти ( д/игра «Кого не стало?» );
- Развитие мелкой моторики ( пальчиковая гимнастика «Утята», игра «Собери картинку» )
- Развитие общей моторики ( игра с мячом «Один-много» )
- Воспитание навыков сотрудничества, самостоятельности на занятии;
- Воспитание любви и бережного отношения к домашним птицам;
- Контроль над правильным звукопроизношением.
Оборудование: предметные картинки по теме с изображением домашних птиц (утка, гусь, петух, курица, индюк), предметные картинки по теме с изображением семьи каждой домашней птицы (гусь, гусыня, гусята; утка, селезень, утята; индюк, индюшка, индюшонок; петух, курица, цыплята); предметные картинки с изображением головы курицы, пера гуся, хвоста петуха, следа утки; резиновый мяч,; разрезные картинки с изображением домашних птиц
Существительные: гусь, гуси, гусик, гусыня, гусыни, гусенок, гусята, утка, утки, уточка, селезень, селезни, утенок, утята, петух, петухи, петушок, курица, курицы, курочка, куры, хохлатка, цыпленок, цыплята, цыпленочек, индюк, индюки, индюшка, индюшки, индюшечка, индюшонок, индюшата, индюшоночек, курятник, насест, гнездо, гребешок, шпоры, яйцо, птенец, птенчик, поилка, кормушка, корм, пшено, зерно, хлебные крошки, червяки, мошки, жучки, гусеницы, птичий двор, голосище, лапищи, шеища, крылище, глазищи, клювище, перище;
Глаголы: кукарекает, кудахчет, квохчет, крякает, шипит, болбочет, кормит, закроет, откроет, откладывает, высиживает, выводит, выкармливает;
Прилагательные: длинношеий, красноклювая, краснобородый, маленький, беспомощный, желтый, крикливый, недовольный, шустрый, куриный, сизый, утиный, голубиный, индюшачья, петушиный, гусиный, цыплячий .
Предварительная работа: рассматривание домашних птиц на предметных картинках, беседа о них, расширение словаря по данной теме.
- Организационный момент (отгадывание загадок, введение в тему)
- Беседа по вопросам на изученную тему.
- Д/игра «Кто как разговаривает?»
- Д/игра «У кого кто в семье?»
- Пальчиковая гимнастика «Утята»
- Д/игра «Чья, чей, чье?»
- Д/игра «Один-много» (игра с мячом)
- Д/игра «Хвастуны»
- Д/игра «Кого не стало?»
- Д/игра «Назови ласково»
- Д/игра «Собери пазлы» *
- Подведение итогов занятия (оценка детей, анализ их работы)
1. Организационный момент (приветствие детей, отгадывание загадок, введение в тему, объявление темы занятия). – Здравствуйте, ребята! Сейчас первым сядет тот, чье имя начинается со звука С, вторым сядет тот, чье имя начинается со звука К, остальные, сядут те, чье имя начинается со звука Д. Теперь внимательно слушайте меня. Сейчас я вам буду загадывать загадки, а вы должны будете, сказать о ком я говорю. Отвечайте полным предложением и следите за правильным звукопроизношением. ( логопед читает загадки и выставляет картинки с изображением домашних птиц )
Съем червя, попью водицы.
Хлебных крошек поищу,
А потом снесу яичко –
Ребятишек покормлю … (Курица)
Звонко время отмечает.
Утром солнышко встречает.
Вот последний луч потух.
Спать пора!» — поет. (Петух)
По лужку он важно ходит,
Из воды сухим выходит.
Носит красные ботинки.
Дарит мягкие перинки … (Гусь)
Ходит вразвалочку-спотыкалочку (Утка)
Тело перьями покрыто.
Борода висит сердито.
Хвост почти как у павлина,
Когти остры, ноги длинны.
Разгоню я всех вокруг.
А зовут меня … (Индюк)
Правильно, ребята! Вы все верно отгадали! А как вы думаете, о ком мы сегодня с вами будем говорить? ( Мы будем говорить о домашних птицах ). Верно! Тема нашего занятия сегодня — домашние птицы.
2. Беседа по вопросам на изученную тему. — А сейчас давайте вместе с вами отправимся на птичий двор. Скажите еще раз, кто здесь живет? Отвечайте полным предложением и четко проговаривайте все звуки. ( На птичьем дворе живут домашние птицы ).
– А как называется дом, где живут птицы? ( Дом, где живут птицы – называется птичник ). Правильно!
А как вы думаете, почему этих птиц называют «домашними»? ( Этих птиц называют домашними, потому что они живут рядом с человеком )
Молодцы! А как человек ухаживает за домашними птицами? Что он для них делает? ( Человек их кормит, дает им воды, чистит их жилище)
— А чем питаются домашние птицы? ( Домашние птицы питаются специальным кормом, крупой, крошками хлеба, насекомыми, червяками )
Хорошо! А кто мне из вас скажет, какую пользу приносят птицы человеку? Что они нам дают? ( Домашние птицы дают нам яйца, мясо, пух, перья )
Скажите, как выглядят птицы? Что у них есть? Чем покрыто их тело? ( У домашних птиц есть, туловище, голова, лапы, крылья, хвост. Их тело покрыто перьями ). Молодцы! Вы все верно ответили!
3. Дидактическая игра «Кто как разговаривает?» — Ребята, а ведь птицы тоже умеют разговаривать друг с другом. Давайте скажем, кто как из них подает голос. Образец: петух — кукарекает.
гусь – шипит, гогочет
Молодцы! Вы и с этим заданием справились очень хорошо!
4. Дидактическая игра «У кого кто в семье?»
петух – курица – цыпленок.
гусь – гусыня – гусенок;
утка – селезень – утенок;
индюк – индюшка – индюшонок
5. – А теперь давайте вместе с утятами отправимся на речку за водой. ( дети вместе с логопедом выполняют пальчиковую гимнастику )
Первый, второй – шли утята.
Третий, четвертый – за водой.
А за ними плелся пятый,
Позади бежал шестой,
А седьмой от них отстал,
А восьмой уже устал.
А девятый всех догнал,
А десятый испугался.
Громко-громко запищал:
– Пи-пи-пи!
– Не пищи, поищи!
6. Дидактическая игра «Чья, чей, чье?». – Ой, ребята, а чей это хвост у меня? Отвечайте полным предложением и следите за правильным произношением слов. – Это петушиный хвост.
Чье перо? – Это гусиное перо.
Чей след? – Это утиный след
Чья голова? – Это куриная голова.
Молодцы! Вы все правильно сказали.
7. Игра с мячом «Один-много», — А теперь давайте выйдем с вами на полянку и поиграем с мячиком. Я вам сейчас буду бросать мяч и называть одну домашнюю птицу, а вы поймаете его и назовет когда птиц много. Например, утка – утки ( логопед дальше бросает мяч каждому ребенку по очереди и называет разных птиц, ребенок возвращает мяч, отвечая )
курица – курицы, куры,
петух – петухи,
гусь – гуси,
индюк – индюки,
гусенок – гусята,
утенок – утята,
индюшонок – индюшата,
Молодцы! А теперь садитесь обратно на стульчики!
8. Дидактическая игра «Хвастуны». – Ребята, посмотрите, как заважничали домашние птицы. Они чем-то хвастаются. Давайте посмотрим? Образец: Петух говорит у меня не голос, а голосище,
Индюк – у меня не хвост, а хвостище,
Утка – у меня не лапы, а лапищи,
Гусь – у меня не шея, а шеища,
Курица – у меня не крыло, а крылище,
Селезень – у меня не клюв, а клювище,
Гусыня – у меня не перо, а перище.
9. Дидактическая игра «Кого не стало?» — А теперь домашние птицы будут играть с вами в прятки. Они сейчас будут прятаться от вас, а вы должны будете сказать, кого не стало. Отвечайте со слов «Не стало …» ( не стало утки, не стало петуха, не стало курицы и т.д.)
10 . Дидактическая игра с мячом «Назови ласково». – Ребята, давайте покажем птицам, какие вы добрые – обратимся к ним ласково. Например, Как вы обратитесь к птенцу? Что вы ему скажете? – Вы скажете ему птенчик ( далее логопед задает про каждую домашнюю птицу отдельно )
петух – петушок,
курица – курочка,
гусь – гусик,
утка – уточка,
цыпленок – цыпленочек,
индюшка – индюшечка,
индюшонок – индюшоночек.
11. Дидактическая игра «Собери пазлы»* — Ребята, посмотрите, кто-то порвал картинки их нужно собрать. Вы поможете мне? ( логопед раздает разрезные картинки с изображением домашних птиц, дети собирают ). Скажите, кого вы собрали? ( дети по очереди отвечают «Я собрал ….» ).
12. Окончание занятия. – Вот наша экскурсия подошла к концу. И нам надо расставаться с обитателями птичьего двора. Давайте попрощаемся с ними. Скажите, о ком мы сегодня с вами говорили? ( Мы говорили о домашних птицах ). А что вы о них узнали? Чему вы научились? ( дети отвечают на вопросы логопеда ). Вы все очень хорошо отвечали на мои вопросы, внимательно меня слушали. Я очень рада, что вы многому научились. А теперь давайте оставим что-нибудь на память о нашей экскурсии. Сейчас вы с Верой Ивановной попробуйте сделать маленьких цыплят.
Домашнее задание на 1 и 2 недели декабря.
Для детей 4-5 лет
Тема «Домашние птицы»
- Петух-курица-цыпленок
- Гусь-гусыня-гусенок
- Селезень-утка-утенок
- Индюк-индюшка-индюшонок.
- Объяснить малышу, что этих птиц называют домашними, почему они так называются. Помочь запомнить информацию.
- Рассмотреть строение тела птиц: голова, хвост, туловище, лапы, клюв, шпоры, гребешок,бородка. Обратить внимание, чем покрыто тело птиц.
- Рассказать, где живут домашние птицы, чем питаются, как человек за ними ухаживает и какую пользу они приносят человеку.
- Утка — «кря-кря» — крякает
- Гусь – «га-га» — гогочет и т. д.
- У утки — утенок (утята)
- Петух- петушок,
- Утка- уточка и т. д.
- Одна утка — много уток
- 1 утка, 2 утки, 3…, 4…, 5…
- 1 утенок, 2…, 3…, 4…, 5…
- Утка (что делает?) — плавает, ходит, летает
- Индюшка (что делает?)-…
- Курица (что делает?)-…
- Петух (что делает?)-…
- Развитие логического мышления. Упражнение «Исправь ошибку»
- У утки — гусята
- У индюшки — утята
- У курицы — цыплята
- У гусыни – индюшата.
- Развитие мелкой моторики. Упражнения для пальчиков
Первый, второй – шли утята
Третий, четвертый – за водой.
А за ними плелся пятый,
Позади бежал шестой.
А седьмой от них отстал,
А восьмой уже устал.
А девятый всех догнал,
А десятый испугался,
Громко — громко запищал:
«Пи-пи-пи!»-
«Не пищи, мы тут рядом, поищи!»
(поочередно сгибать пальцы рук, начиная с большого, а со слов «пи-пи» ритмично сгибать и разгибать пальцы обеих рук) - Развитие слухового внимания, памяти.
Выучить стихотворение:
Курицы на улице
А.Прокофьев
Ку–ка–ре-ку! Курицы,
Хорошо ль на улице?
Ку–ка-ре-ку! Десятый раз-
Беспокоюсь я за Вас.
Беспокоюсь, хлопочу, громко крыльями стучу.
Я горланю во весь дух,
Потому что я петух.
Брось горланить! Ко – ко — ко….
Все мы здесь…Недалеко… - Ознакомление с художественной литературой. Прочитать малышу сказки:
- «Гуси – лебеди»
Для детей 5-7 лет
Тема «Домашние птицы»
- Рассмотреть с ребенком иллюстрации с изображением домашних птиц и их семей:
- Петух-курица-цыпленок
- Гусь-гусыня-гусенок
- Селезень-утка-утенок
- Индюк-индюшка-индюшонок.
- Уточнить у малыша, как этих птиц называют домашними, почему они так называются.
- Расспросить ребенка о строении тела птиц: голова, хвост, туловище, лапы, клюв, шпоры, гребешок, бородка. Уточнить, чем покрыто тело птиц.
- Уточнить, где живут домашние птицы, чем питаются, как человек за ними ухаживает и какую пользу они приносят человеку.
- Рассказать о профессии птичницы.
- Закрепить в словаре ребенка названия птиц и слова, обозначающие и определяющие их внешний вид, повадки.
- Упражнение на словообразование (образование глаголов от звукоподражательных комплексов). «Кто как разговаривает?»
- Утка — «кря-кря»- крякает
- Гусь – «га-га»- гогочет и т. д.
- Упражнение на образование супплетивной формы сущ. в ед. и мн. числе. «Кто у кого?»
- У утки — утенок (утята)
- У гусыни — гусенок (гусята) и т. д.
- Упражнение на образование сущ. с помощью суффиксов. «Назови ласково»
- Петух — петушок,
- Утка — уточка и т. д.
- Упражнение на употребление сущ. род. пад. во мн. числе «Один — много»
- Одна утка — много уток
- Один селезень — много селезней
- Один утенок — много утят и т.д.
- Упражнение на согласование числительных с существ. «Посчитай»
- 1 утка, 2 утки, 3…, 4…, 5…
- 1 утенок, 2…, 3…, 4…, 5…
- 1 селезень, 2…, 3…, 4…, 5… и т.д.
- Упражнять в подборе глаголов к сущ. «кто как передвигается?»
- Утка (что делает?)- плавает, ходит, летает
- Индюшка (что делает?)-…
- Курица (что делает?)-…
- Петух (что делает?)-…
- Упражнять в образовании притяжательных прилагательных «Чей клюв, чьи лапы?»
- Клюв утки — утиный клюв
- Лапы утки — утиные лапы и т. д.
- Упражнять в подборе антонимов «Скажи наоборот»
- Утка большая, а утенок- маленький
- Цыпленок молодой, а петух-…
- У гуся шея длинная, а у курицы-…
- У курицы лапы баз перепонок, а у утки-…
- Продолжать знакомить ребенка с крылатыми выражениями. (Начало см. в теме «Домашние животные»)
Познакомить ребенка с крылатыми фразами, помочь их запомнить и активизировать в словаре.
- Как с гуся вода (Все ему нипочем)
- Курам на смех (Ничего не может быть смешнее)
- Развитие логического мышления. Упражнение «Отгадай загадку»
Пестрая крякушка
Ловит лягушек.
Ходит вразвалочку, спотыкалочку
( Утка )
По лужку он важно бродит,
Из воды сухим выходит,
Носит красные ботинки,
Дарит мягкие перинки
( Гусь )
Он в мундире ярком,
Шпоры для красы.
Днем он — забияка,
Поутру — часы
( Петух ) - Развитие слухового внимания.
Прочту рассказ только один раз, а затем нужно будет ответить на вопросы. Будь внимателен.
«Тебе нужно войти во двор дома №16, обойти дом слева, зайти в сарай, отсчитать 4-ю клетку справа. В ней будет сидеть черный петух по кличке «Роджер». Ты должен передать ему привет от его троюродного брата белого петуха Рекса.»
Вопросы:
- Назови номер дома
- С какой стороны нужно обойти дом?
- С левой или с правой стороны ты будешь отсчитывать клетки?
- Третья или пятая клетка тебе нужна?
- Какого цвета Роджер?
- Как зовут троюродного брата Роджера?
- Развитие мелкой моторики. Упражнения для пальчиков.
Шла уточка бережочком,
Шла серая по крутому.
(«Идут» двумя пальчиками по столу, переваливаясь )
Вела детей за собой
И малого и большого
( Загибают безымянный палец, большой палец )
И среднего, и меньшего
(Загибают средний палец, мизинец)
И самого любимого
(Загибают указательный палец) - Ознакомление с художественной литературой.
Прочитать малышу сказки:
- «Гуси – лебеди»
- «Гадкий утенок» Г.Х. Андерсена
- «Серая шейка» Соколов- Микитов
Если Ваш ребенок знаком с этими произведениями, предложите ему маленькую викторину.
«Я читаю тебе отрывок, а ты отгадай из какого произведения»
- -До сих пор не могу поверить своему счастью: я превратился в прекрасного лебедя…
(Лебедь из сказки Г.Х.Андерсена «Гадкий утенок») - -Отправила нас Баба — Яга в погоню за девочкой и ее братцем. Покружились мы над речкой, яблонькой, да печкой, но никого не нашли.
(Гуси – лебеди из одноименной сказки)
Обобщающее занятие в подготовительной логопедической группе по развитию речи на тему «Домашние птицы»
1. Продолжать развивать подвижность щек, губ, языка.
2. Закрепить работу по развитию речевого дыхания.
3. Продолжать работу над формированием правильной голосоподачи и плавности речи.
4. Развивать мелкую и общую моторику.
5. Закрепить словарь по теме.
6. Систематизировать представления детей о домашних птицах, местах их обитания, как они подают голос, об их питании, членах птичьих семей, пользе для человека.
7. Совершенствовать умение детей образовывать существительные в единственном и множественном числе.
8. Отрабатывать у детей умение согласовывать прилагательные с существительными, образовывать относительные и притяжательные прилагательные.
9. Закрепить умение правильно употреблять в речи простые предлоги.
10. Совершенствовать умение согласовывать числительные с существительными.
11. Закрепить умение детей образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
12. Продолжать отрабатывать с детьми способы словообразования глаголов.
13. Продолжать работу над образованием и употреблением в речи глаголов с различными приставками.
14. Продолжать совершенствовать умение детей образовывать существительные с размерно-оценочными суффиксами.
15. Повторить счет до 10.
16. Развивать память, внимание, мышление, речь.
17. Воспитывать доброе отношение детей к птицам, труду людей на птицеферме.
1. Маленькие зеркала на подставке для каждого ребенка.
2. Фланелеграф.
3. Кукла в платочке и с ведерком.
4. Мячик.
5. Птичий двор из игрушек.
6. Картинки и иллюстрации по теме.
7. Цифры на карточках.
8. Указка.
Существительные: гусь, гуси, гусик, гусыня, гусыни, гусенок, гусята, утка, утки, уточка, селезень, селезни, утенок, утята, петух, петухи, петушок, курица, курицы, курочка, куры, хохлатка, цыпленок, цыплята, цыпленочек, индюк, индюки, индюшка, индюшки, индюшечка, индюшонок, индюшата, индюшоночек, голубь, голуби, голубочек, голубка, голубки, голубок, голубята, курятник, насест, гнездо, гребешок, шпоры, голубятня, яйцо, птенец, птенчик, поилка, кормушка, корм, пшено, зерно, хлебные крошки, червяки, мошки, жучки, гусеницы, птичий двор, птицеферма, птичница, птичник, голосище, лапищи, шеища, крылище, глазищи, клювище, перище;
Глаголы: кукарекает, кудахчет, квохчет, крякает, шипит, болбочет, воркует, кормит, покормит, накормит, перекормит, закроет, откроет, прикроет, накроет, строит, откладывает, высиживает, выводит, выкармливает;
Прилагательные: длинношеий, красноклювая, краснобородый, маленький, беспомощный, желтый, крикливый, недовольный, шустрый, куриный, сизый, утиный, голубиный, индюшачья, петушиный, гусиный, цыплячий.
I. Организационный момент.
– Сегодня, ребята, мы с вами отправимся на птичий двор и еще раз встретим петушка с его семейством, индюка, гусей, уток, заглянем в голубятню к голубку, вместе с птичницей покормим всех домашних птиц, вспомним, какой у кого голос, и чем домашние птицы помогают нам.
– А теперь – в гости на птичий двор!
II. Артикуляционная гимнастика для выработки правильного звука [ р ].
– Ребята, когда вы встречаете своих друзей, знакомых, вы улыбаетесь?
– Улыбнемся мы и домашним птицам при встрече. Но прежде, давайте почистим наши зубки, чтобы улыбки были у нас красивыми. Поиграем в игру «Чьи зубы чище? «: рот откроем, губы растянем в улыбке, широким кончиком языка «почистим» верхние зубы с внутренней стороны, делая языком движения вверх-вниз. Следите, чтобы губы не закрывали зубы, а нижняя челюсть не двигалась (дети выполняют упражнение вместе с логопедом каждый перед своим зеркалом).
– А теперь улыбнемся друг другу и птичнице Варе, которая работает на птичьем дворе и нас встречает.
III. Работа над речевым дыханием.
– А я про Варю знаю стишок:
«Тары-бары, растабары,
У Варвары куры стары».
– Давайте и вы его расскажите (дети рассказывают хором) . Этот стишок можно рассказывать очень тихо (дети рассказывают хором тихо) ; можно рассказывать грустно (дети рассказывают грустно фронтально) .
IV. Закрепление пройденного.
1. Беседа по вопросам на изученную тему.
– Ну, вот мы и на птичьем дворе. Чей это дом? (Домашних птиц)
– А что еще называют их домом? (Птицеферму)
– Кто здесь ухаживает за домашними птицами? (Птичница)
– Еще кто-то может? (Птичник)
– А что делают птичница и птичник? (Кормят, поят, убирают, ухаживают)
– Из чего едят здесь птицы? (Из кормушки)
– Из чего пьют? (Из поилки)
– Что едят домашние птицы? (Специальный корм, зерно, пшено, хлебные крошки, червяков, мошек, жучков, гусениц)
2. Дидактическая игра «Посмотри и назови».
– Каких же домашних птиц мы здесь встретили? (Логопед показывает картинки с: петухом, курицей, гусем, уткой, индюком, голубем)
– Давайте вспомним, что есть у петуха. (Логопед показывает указкой на картинке части тела петуха, а дети называют: голова, туловище, хвост, лапы, шпоры, когти, клюв, перья, крыло, глаза, гребешок, бородка)
3. Дидактическая игра «Кто как разговаривает?».
– Ребята, а как же птицы разговаривают друг с другом?
петух – кукарекает,
курица – кудахчет, квохчет,
цыпленок – пищит,
утка – крякает,
гусь – шипит,
индюк – болбочет,
голубь – воркует.
4. Дидактическая игра «У кого кто в семье?».
– А теперь давайте вспомним членов семьи каждой домашней птицы. (Логопед показывает картинки, а дети называют)
петух – курица – цыпленок. Где они живут? (В курятнике)
гусь – гусыня – гусенок;
утка – селезень – утенок;
индюк – индюшка – индюшонок;
голубь – голубка – голубок. Где они живут? (В голубятне)
Пальчиковая гимнастика «Утята». (Поочередно сгибать пальцы рук, начиная с большого, а со слов «пи-пи-пи» ритмично сгибать и разгибать пальцы обеих рук)
Первый, второй – шли утята.
Третий, четвертый – за водой.
А за ними плелся пятый,
Позади бежал шестой,
А седьмой от них отстал,
А восьмой уже устал.
А девятый всех догнал,
А десятый испугался.
Громко-громко запищал:
– Пи-пи-пи!
– Не пищи, поищи!
5. Дидактическая игра «Один – много». (Логопед бросает мяч со словом, ребенок возвращает мяч, отвечая)
– На птичьем дворе я увидела курицу, а когда их будет не одна, то как скажем?
курица – курицы, куры,
петух – петухи,
цыпленок – цыплята,
гусь – гуси,
гусыня – гусыни,
гусенок – гусята,
утка – утки,
селезень – селезни,
утенок – утята,
индюк – индюки,
индюшка – индюшки,
индюшонок – индюшата,
голубь – голуби,
голубка – голубки,
голубок – голубята.
6. Дидактическая игра «Что сначала, что потом?».
– Ребята, давайте заглянем в курятник и посмотрим, как появляются детки у кур . (Логопед предлагает детям выложить последовательно картинки, выполняют коллективно, результат проговаривают)
Образец: насест – гнездо – яйцо – птенец.
– Что курица сначала делает? (Откладывает яйца)
– А потом? (Выводятся, вылупляются птенцы)
– А затем? (Выкармливает птенцов)
7. Дидактическая игра с мячом «Подбери признак».
– Посмотрите, какие красивые домашние птицы вырастают из птенцов.
петух (какой? ) – краснобородый, крикливый,
гусь – длинношеий,
птенец – беспомощный,
индюк – недовольный,
утка ( какая? ) – красноклювая,
голубка – маленькая, быстрая,
утята (какие?) – шустрые,
голуби – сизые.
8. Дидактическая игра «У кого что?».
– А давайте посмотрим на наших птиц внимательнее. Чем они могут похвалиться? (Дети рассматривают игрушки или картинки)
у петуха (что есть? ) – красный гребешок,
у индюка – красивый хвост,
у курицы – пестрые перья,
у гуся – длинная шея,
у голубя – маленький клюв,
у утки – широкие лапы.
9. Дидактическая игра с мячом «Назови ласково».
– Ребята, покажем птицам, какие вы добрые – обратимся к ним ласково.
птенец – птенчик,
петух – петушок,
курица – курочка,
гусь – гусик,
утка – уточка,
цыпленок – цыпленочек,
голубь – голубочек,
индюшка – индюшечка,
индюшонок – индюшоночек.
10. Дидактическая игра «Считайка»:
Образец: один петух – два петуха – три петуха – четыре петуха – пять петухов,
один голубь –
одна утка –
одна курочка –
одна гусыня –
одно гнездо –
– Давайте посчитаем птиц по порядку.
Образец: первый гусь – второй гусь – третий гусь – четвертый гусь – пятый гусь,
первый птенец –
первая индюшка –
первое яйцо –
Вышла курочка-хохлатка,
(дети по кругу идут за логопедом)
С нею желтые цыплятки.
Квохчет курочка: «Ко-ко!
Не ходите далеко!
На скамейке у дорожки
(дети садятся на корточки,
руки прикладывают к щеке,
глаза закрыты)
Улеглась и дремлет кошка.
Кошка глазки открывает
(затем глаза открывают,
встают, пальцы рук сцепляя в замок)
И цыпляток догоняет.»
VII. Закрепление пройденного (продолжение).
11. Дидактическая игра «Чья, чей, чье?».
– Ой, ребята, чей это хвост? – петушиный. (Логопед показывает картинку)
чье перо? – куриное,
чей след? – утиный,
чей пух? – гусиный,
чье воркование? – голубиное,
чей писк? – цыплячий,
чья кормушка? – индюшачья.
12. Дидактическая игра»Помощники»:
– Ребята, а как мы можем помочь птичнице Варе кормить птиц? Давайте вспомним все действия со словом «кормить»:
Образец: покормить, накормить, перекормить.
– А со словом «закроет»?
Образец: откроет, прикроет, накроет.
13. Дидактическая игра «Потерялись слова».
– А теперь вам, ребята, надо помочь птичнице Варе найти нужные предлоги, чтобы рассказать нам стишки про домашних птиц. (Логопед указкой на картинках или на игрушечном птичьем дворе подсказывает детям отгадку)
Куры желтой детворе
Ищут зерна … ( НА земле )
Показал индюк индюшке
Много зернышек … (В кормушке)
– Завтра солнце выйдет снова! –
Прокричал петух … (С забора)
Утятам будет спать тепло,
Когда их спрячет утка … (ПОД крыло)
Голубочек сизый мой
Пролетел … (НАД головой)
Птенчикам шалить нельзя –
Можно выпасть … (ИЗ гнезда)
Красивое перо индюшки
Достала птичница … (ИЗ-ПОД подушки)
Когда гулять решил ты босиком,
Стоять не надо … (ПЕРЕД индюком)
Идут утята весело гуськом
На дальний пруд … (ЗА червяком)
Цыпляток маленький отряд
Букашек ищет … (МЕЖДУ гряд)
Как только положат в кормушку зерна,
Выйдет петух … (ИЗ-ЗА угла)
14. Дидактическая игра «Хвастуны».
– Ой, ребята, посмотрите, как заважничали домашние птицы. Они чем-то хвастаются. (Логопед указкой на картинке или на игрушке показывает называемую им часть тела птицы)
Образец: у петуха (что? ) – не голос, а голосище,
у индюка – не хвост, а хвостище,
у утки – не лапы, а лапищи,
у гуся – не шея, а шеища,
у курицы – не крыло, а крылище,
у голубя – не глаза, а глазищи,
у селезня – не клюв, а клювище,
у гусыни – не перо, а перище.
– Ну вот, пришло время прощаться нам с птицами. Скажем им и птичнице Варе спасибо и до свидания. (Дети проговаривают хором, логопед убирает картинки с фланелеграфа, убирает игрушечный птичий двор)
– Ребята, а у каких птиц в гостях мы сегодня были?
– Кому помогали?
– Кого из домашних птиц встречали?
– Полезны ли для человека домашние птицы?
– Чем? (Они дают мясо, яйца, перо, пух)
– Надо ли человеку ухаживать за птицами?
– Почему?
– Мы многое сегодня вспомнили и повторили. Молодцы.
Конспект фронтального занятия на тему «Домашние птицы»
Тема : «Домашние птицы»
Цель: согласование числительных «два», «две» с существительными, развитие словаря.
1. Систематизировать знания о домашних птицах.
2.Упражнять в согласовании числительных «два», «две» с существительными.
3. Развивать общую, мелкую, моторику.
4. Воспитывать умение слушать и слышать своих товарищей.
Оборудование: предметные картинки домашних птиц и их, детёнышей, диск с записью танца утят, проектор, презентация, картинка героя из сказки Незнайка, мяч.
Ход занятия:
1. Организационный момент.
Ребята, давайте поиграем в игру «Кто внимательный». Сядем на стульчики после того, как услышим вежливое «Садитесь, пожалуйста».
Итак, слушайте: «Сели все», «Быстро все сели», «Садитесь, пожалуйста».
Кто помнит, какой сегодня день недели, какое число, какой месяц?
Сегодня четверг, одиннадцатое число, а месяц — ноябрь.
Давайте еще раз повторим: сегодня среда, десятое ноября.
Ребята, к нам в гости сегодня пришёл герой из сказки. Угадайте, как его зовут? (Незнайка) Слайд 1.
Послушайте, что он вам расскажет:
Зовут меня Незнайка, я в садик не хожу,
Загадки отгадайте, и я вас награжу!
2. Активизация и расширение словаря
а) Отгадывание загадок (Незнайка путает детей) Слайд 2.
— Красные лапки, щиплет за пятки, беги без оглядки! (Гусь)
— Квохчет, квохчет, детей созывает, всех под крыло собирает. (Курица)
— Хвост с узорами, сапоги со шпорами, всех бужу, хоть часов не завожу. (Петух)
— Он с утра среди двора: Бал – бал – бал, балды – балда! (Индюк)
— Кря-кря-кря – ищу червя! (Утка)
Дети отгадывают загадки. На проекторе появляются картинки — гусь, курица, петух, индюк, утка.
Ребята, как можно одним словом назвать всех, кого вы видите на этой картине? Кто это?
Почему вы решили, что это птицы?
Потому что у них есть клюв, крылья, тело, покрытое перьями, 2 ноги.
Где живут эти птицы, где берут корм? (Ответы детей) Живут эти птицы рядом с человеком, он ухаживает за ними. Какую пользу приносят эти птицы человеку? Значит, это какие птицы?
У птиц есть маленькие детки — птенцы. И вот Незнайка опять что – то напутал. Посмотрите внимательно и назовите правильно!
Игра «У кого – кто» см. Слайд 3, 4.
3. Развитие мелкой моторики.
а) Пальчиковая гимнастика .
По столу шел петушок, Пальцы сцеплены в замок.
Сверху – красный гребешок, Концы пальцев правой руки нажимают
Снизу – коготки на лапках, на верхнюю часть тыльной стороны
Не порви, дружок, тетрадку. ладони левой руки, прогибая ее так, что пальцы левой руки встают, как петушиный гребень.
б) Обведи по точкам.
Ребята, Незнайка принёс с собой какие – то листочки, что на них изображено – непонятно. Надо обвести рисунок по точкам, тогда узнаем, что на них нарисовано. Поможем Незнайке? (Дети по точкам обводят домашних птиц)
4. Физкультминутка.
5. Согласование числительных «два», «две» с существительными.
а) Письмо Незнайки. Слайд 5, 6, 7, 8.
Ребята, Незнайка пришёл к нам с тетрадью, в которой наделал ошибки. – Давайте послушаем, что он написал, и исправим его.
У гуся два гусёнок.
У утки два утёнок.
У индюка два индюшонок.
У курицы два цыплёнок.
б) Игра с мячом. (Логопед бросает мяч ребёнку, называя птицу, ребенок, бросая мяч логопеду, согласует «два», «две» с названиями птиц.)
Гусыня -две гусыни
Петух – два петуха
Индюк – два индюка
Индюшка – две индюшки
Курица – две курицы
Игра «Кто пропал»? Дети садятся в круг на ковёр, около каждого ребёнка разложены по две картинки с птицами. Ребята закрывают глаза, логопед прячет у кого – то две картинки. Дети открывают глаза, отвечают, кто спрятался.
6. Итог занятия.
О ком сегодня говорили на занятии?
Как их всех можно назвать одним словом?
Какую пользу приносят домашние птицы?
Ребята, Незнайка узнал много нового у нас на занятии. Но ему пора прощаться с вами, ему понравилось, как вы работали, он хочет вам подарить наклейки.
«ДОМАШНИЕ ПТИЦЫ»
Конспект занятия по развитию речи. (Старшая группа.)
Воспитатель МБДОУ № 7: Бирюкова Г.К.
Программное содержание:
Ø Уточнить и расширить представления о домашних птицах, их образе жизни.
Ø Углубить знания детей, используя опыты.
Ø Формировать связную речевую активность в обучении пересказу сказки, передачи ее содержания без пропусков и искажений.
Ø Развивать мышление, зрительное внимание, творческое воображение.
Ø Формировать навыки сотрудничества, доброжелательных отношений между детьми, чувства ответственности, инициативности, любви и бережного отношения к живой природе.
Методические приемы: беседа, вопросы, загадки, опыт, игра, пересказ сказки по опорным картинкам, зрительная гимнастика, сюрпризный момент.
Обогащение словаря: куртки – пуховики, тонкий лед проломится, перепонки.
Оборудование: иллюстрации «Домашние птицы», емкости с водой, полоски картона, смазанные воском и чистые, перышки, картинки – иллюстрации к сказке для пересказа, разрезные картинки, яйцо с сюрпризом.
Предварительная работа: заучивание загадок о домашних птицах, беседа о домашних птицах, рассматривание иллюстраций.
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, посмотрите, кто изображен на иллюстрациях? Назовите одним словом. (Домашние птицы).
А вы хотите больше узнать о домашних птицах? (Да).
Тогда мы сейчас поиграем в интересную игру, которая называется
· Почему их называют «птицами»? (Тело покрыто перьями, есть крылья, клюв).
· Почему домашние птицы летают только на короткое расстояние? (У них слабые крылья и тяжелое тело).
· Зачем домашние птицы проглатывают камни? (Для перетирания пищи, так как у них нет зубов).
· Почему кур называют «несушками»? (Они несут яйца).
· Какую пользу приносят человеку домашние птицы? (Мясо, яйца, пух).
Явился в желтой шубке –
Прощайте, две скорлупки!
Квохчет, квохчет, детей созывает,
Всех под крыло собирает.
Не будильник, а разбудит,
Запоет – проснутся люди.
В воде купался, а сух остался.
· Почему у гусей и уток не намокают перья? (Они их смазывают жиром, который находится в хвостике, и она скатывается с перышек).
— Хотите проверить? (Да).
Вот у вас лежат по две полоски. Одна простая, чистая. А другая смазана воском. Возьмите первую и намочите ее. (полоска промокла). А теперь, возьмите другую полоску и намочите ее. (с нее вода скатывается). А теперь возьмите по перышку и намочите его. (перышко тоже осталось сухим).
Вывод: У водоплавающих птиц вода скатывается с перышек, перья не намокают.
А что еще помогает этим птицам плавать? (У них на лаках есть перепонки и они гребут лапками, как веслами). Вот поэтому куры, индюки и петухи не могут плавать.
А еще я хочу вам рассказать сказку «Непослушный петушок», послушайте внимательно:
«Жили – были петушок, да курочка. Пришла холодная зима, выпал первый снег. Захотелось петушку покататься на коньках, а курочка говорит: «Ой, Петя, подожди, дай реке замерзнуть как следует. Лед – то еще тонкий, проломится и утонешь»! Не послушался петушок курочку, одел коньки и покатился по льду. Катился, катился, да и провалился… Еле вылез петушок из воды, мокрый и замерший пошел домой. Увидела его курочка, ничего не сказала, а только головой покачала…»
Почему курочка покачала головой? (Ответы детей).
Дети по — желанию пересказывают сказку.
Зрительная гимнастика «Поищи зернышки для петушка».
Двигательная гимнастика «Маленькие утята».
Вышли утром как-то в ряд (Шагают на месте)
Десять маленьких утят.
Посчитались, (Руки вверх, вперед, в стороны)
Удивились, (Руки внизу, поднимать плечи)
На две группы разделились. (Покружились)
Головкой повертели. (Повороты головы)
Червячка склевали, (Наклон вперед)
К речке побежали. (Бег на месте)
Дидактическая игра «Собери картинку».
Перед детьми лежат черно-белые изображения, и на них накладывают цветные разрезные части этой картинки.
Тема: «Домашние птицы»
Цель: Систематизация представлений детей о домашних птицах: местах их обитания, как они подают голос, членах птичьих семей, пользе для человека.
I Коррекционно-образовательные:
Уточнить знания детей о домашних птицах и их детёнышах:
Их внешнем виде, строении; особенностях передвижения (ходят, бегают, летают); Как подают голос? (образование глаголов от звукоподражания: болбочет, гогочет и т.д)
Чем питаются?;Почему называются домашними птицами? Где живут? Какую приносят пользу?
Отработать родительный падеж существительного единственного числа с предлогом -у – в игре «У кого кто в семье?»
Ввести в словарь детей сложное слово «водоплавающие»
Способствовать совершенствованию навыка согласования существительных с числительными в родительном падеже, используя противительный союз –но- (д/игра «Посчитай»)
Закреплять знания о графическом изображении букв. Упражнять в умении соотносить звуки в словах с буквами. (д/пособие «Цветные резиночки»)
Закрепление навыка образование притяжательных прилагательных в игре «Чей, чья, чьё?»
Продолжать учить детей описывать живой предмет с опорой на план схему через использование элементов театрализованной деятельности Установления с детьми эмоционально-положительного контакта, интереса к совместной со взрослым деятельности, желание участвовать в общей импровизации.
II Коррекционно-развивающие:
Развитие логического мышления (отгадывание загадок);
зрительного внимания. общей моторики
Развитие речевого дыхания (сила и длительность речевого выдоха)
Развитие мелкой моторики
Развитие фонематического слуха.
III Коррекционно-воспитательные:
— создавать условия для формирования мотива смены деятельности, положительной установки на участие в логопедическом занятии.
Воспитывать доброе отношение к домашним птицам, чувство благодарности за приносимую ими пользу;
Развивать у детей доброжелательное отношение к своим товарищам, способность оценивать и контролировать свои действия
Оборудование: макет « птичий двор», домашние птицы (утка, гусь, петух, курица, индюк), картинки с изображением семьи каждой домашней птицы (гусь, гусыня, гусята; утка, селезень, утята; индюк, индюшка, индюшонок; петух, курица, цыплята), карандаши; конверты с заданиями, аудиозапись голосов домашних птиц, магнитофон, пёрышко, бумажные маски, куклы би-ба-бо (дед и бабка) , ИКТ, пособие «Цветные резиночки»
I . Орг. Момент
Посмотрите друг на друга. Подарите друг другу свои улыбки. Какое у вас сейчас настроение? А если настроение хорошее, то мы можем начать наше занятие.
Ребята, утром в кабинете я увидела письмо, как оно могло к нам попасть? (ответы детей)
Как вы думаете, откуда оно пришло (на конверте нарисован птичий двор)
II . Основная часть
Давайте посмотрим, что в нём? (задание -прослушать звуки домашних птиц и отгадать их)
Как вы думаете, о ком мы будем сегодня говорить?
Как можно назвать их одним словом?
Какие это птицы? (Домашние.)
От какого слова (Дом)
Кто строит им дом? Где живут домашние птицы?
Кто за ними ухаживает? Как (Чистит курятник, выпускает птиц гулять во двор, на луг, на пруд)
Что есть у всех птиц? (Голова, шея, тело, два крыла, хвост, две ноги)
Кто из домашних птиц умеет плавать? Как мы их можем назвать (водоплавающие)
А хотите побывать на экскурсии в деревне? (да)
А как мы можем туда попасть (ответы детей)
Сегодня мы отправимся в путешествие с помощью волшебного пёрышка
Стоит на него подуть
И оно покажет путь –
В какую сторону идти,
Чтоб хозяина найти
Логопед кладёт пёрышко на ладонь вытянутой руки и протягивает руку детям; просит по команде всех вместе подуть на волшебное пёрышко «Раз. два, три-пёрышко лети» .Поднять и попросить детей взявшись за руки, идти вслед за логопедом туда, куда показывает пёрышко. Идя змейкой, подвести детей к столу, где стоит макет «птичьего двора», но без домашних птиц.
Вот мы и на птичьем дворе. Домашние птицы спрятались от нас в птичнике, но если мы выполним их задания, то увидим их.
Логопед берёт конверт, читает детям загадку, и задание которое, нужно выполнить
1.- Чтобы узнать от кого первое задание. нужно отгадать загадку:
Съем червя, попью водицы.
Хлебных крошек поищу,
А потом снесу яичко –
Ребятишек покормлю … (Курица)
Задание от курицы:
Ребята скажите, кто как из домашних птиц подает голос.
Образец: петух — кукарекает.
гусь – шипит, гогочет
Молодцы! Вы с этим заданием справились очень хорошо!
На макет ставится плоскостное изображение курицы
2. А вас ждёт вторая загадка
Звонко время отмечает.
Утром солнышко встречает.
Вот последний луч потух.
Спать пора!» — поет. (Петух)
Задание от петушка:
Методика проведения: встать прямо, ноги слегка расставить, руки опустить. Поднять руки в стороны (вдох), а затем похлопать ими по бедрам со словом
Количество повторов: повторить 2 раза.
3. Слушайте следующую загадку
По лужку он важно ходит,
Из воды сухим выходит.
Носит красные ботинки.
Дарит мягкие перинки … (Гусь)
Задание от гуся:
Вспомните членов семьи каждой домашней птицы (на столе картинка с лабиринтом на каждого ребёнка, предлагается собрать семью, соединив их линией)
петух – курица – цыпленок.
гусь – гусыня – гусенок;
утка – селезень – утенок;
индюк – индюшка – индюшонок
4 .А впереди следующее задание
Ходит вразвалочку-спотыкалочку (Утка)
Задание от утки:
Мои утята очень любят играть, покажите пожалуйста игру для моих утят
Речевая п/игра «Домашние птицы»
Наши уточки с утра Идут по кругу вперевалочку.
Кря — кря-кря! Подражая походке уток.
Наши гуси у пруда — Идут по кругу, вытянув шеи
Га — га — га! Вперед и оставив
Га — га — га! руки — «крылья» назад.
Наши курочки в окно — Останавливаются, встают
Ко — ко — ко! лицом в круг, бьют руками
Ко — ко – ко! по бокам.
А как Петя — петушок Встают спиной в круг.
Рано -рано поутру вытягивают шею вверх.
Нам споет: ку — ка — ре — ку! поднимаются на цыпочки
5. Следующая загадка
Тело перьями покрыто.
Борода висит сердито.
Хвост почти как у павлина,
Когти остры, ноги длинны.
Разгоню я всех вокруг.
А зовут меня … (Индюк)
Задание от индюка:
Дидактическая игра «Чья, чей, чье?». (ИКТ игра показ слайдов)
– Ой, ребята, а чей это хвост? Отвечайте полным предложением и следите за правильным произношением слов.
– Это петушиный хвост.(показывает картинку)
Чья голова? – Это куриная голова.
Молодцы! Вы все правильно сказали.
6. Следующая загадка
Бегают за квочкой.
Квохчет курица: «Ко-ко —
Не ходите далеко!» (Цыплята)
(на столе лежат конверты, ребёнок достаёт карточку, считает и отвечает сложносочинённым предложением с противительным союзом НО (работа в парах)
Играем в игру «Есть и нет»
Один ребёнок говорит: «У меня 3 цыплёнка». Другой ребёнок ему отвечает: «У меня нет трёх цыплят, но зато есть 5 гусят». Дети говорят по цепочке.
А теперь определите какой первый звук стоит в названии вашей птицы и какой буквой он будет обозначатся. С помощью пособия напишите вашу букву
Замечательно справились с заданием.
7 .А вот и самая последняя загадка
Только вышел из пелёнок,
Может плавать и нырять,
Как его родная мать. (Утёнок)
Утёнок просит вспомнить сказки, где есть домашние птицы (Гадкий утёнок, курочка Ряба, Колосок, Сказка о золотом петушке и т.д)
Помните сказку Г, Х Андерсена «Гадкий утёнок»? Утёнок был маленьким, не знал обитателей птичьего двора, поэтому подходил ко всем и спрашивал «Ты кто? Расскажи про себя»
Логопед подходит к ребёнку и задаёт вопрос.
Ребёнок в маске отвечает: «Я гусь. У меня есть голова, шея, туловище, крылья, лапы. Я домашняя птица, живу в птичнике, люблю кушать зерно, траву. Моих детёнышей зовут гусятами. Я умею гоготать. Я даю человеку мясо и жир.
Логопед от имени утёнка говорит: «Спасибо вам птицы,теперь я всех знаю»
Вот наша экскурсия подошла к концу. И нам надо расставаться с обитателями птичьего двора. Давайте попрощаемся с ними. Скажите, о ком мы сегодня с вами говорили? (Мы говорили о домашних птицах). А что вы о них узнали? Чему вы научились? (дети отвечают на вопросы). Вы все очень хорошо отвечали на мои вопросы, внимательно меня слушали. Я очень рада, что вы многому научились. Домашние птицы приготовили для вас сюрприз.
Белик Элеонора Юрьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №53 детский сад комбинированного вида
Населённый пункт: город Кемерово, Кемеровская область
Наименование материала: конспект занятия
Тема: конспект занятия по развитию речи «Домашние птицы»
Дата публикации: 22.05.2017
Раздел: дошкольное образование
Образовательные:
внешнем виде, образе жизни.
Совершенствование грамматического строя речи, связной речи.
Развивающие:
Воспитательные: Формирование навыков сотрудничества,
Материалы: предметные картинки домашних птиц, фасоль и горох
перемешанные, тарелочки, червячки из пластилина, игрушка курочки и
цыплёнка, раскраски домашних птиц.
К детям приходит курочка. Здравствуйте ребята!
Пришла я к вам за помощью. Пропал у меня ребёнок маленький
цыплёнок. Бегаю заву его, не откликается, наверно заблудился, на нашем
птичьем дворе. Двор у нас большой, где искать не знаю.
В – ль: Ребята поможем Курочке.
Поспешим на птичий двор.
Три раза вокруг себя повернись и на птичьем дворе очутись.
Поворачиваю доску, на ней картинка домик деревья.
Ну вот ребята оказались мы на птичьем дворе.
Только кто же здесь живёт? Здесь ли наш цыплёнок?
Загадка про гуся .
Длинная шея, красные лапки,
Щиплет за пятки,
Беги без оглядки. (гусь).
В-ль: Правильно ребята здесь живёт семья гусей
На магнитной доске появляется картинка с гусиной семьёй.
В – ль: Это гусиная семья!
Как папа называется? (гусь) А как мама? (гусыня) А как называется их малыш
(гусёнок), а если малышей много (гусята)?
В – ль: Задаёт вопросы по описанию гусей – дети отвечают, если
затрудняются помогает и дети повторяют.
Описание гусей – гуси большие, у них длинные шеи, на голове красный
длинный клюв, два глаза, два больших крыла, маленький хвост, две красные
лапы, а на лапах перепонки – по этому, гуси водоплавающие птицы, а чем
покрыто тело гусей (перьями, а под перьями пух). Перья у гусей серого или
белого цвета. А гусята жёлтого цвета.
А характер у гусей вздорный, они любят пощипать и поиграть. Давайте с
Развитие тонкой моторики речь с движениями.
Есть у нас драчливый гусь
Гуси, гуси вы не видели моего цыплёнка?
Да курочка забегал твой сынок с моими гусятами поиграл – зёрнышки
поклевал и убежал…
Да на двор где живут утки побежал…
Ну что ребята на двор к уткам отправимся….
Три раза вокруг себя повернись и на утином дворе очутись…
На магнитной доске появляются картинки утиной семьи.
В – ль: Это утиная семья.
Как папа называется? (селезень) А как мама? (утка) А как называется их
малыш (утёнок), а если малышей много (утята)?
В – ль: Задаёт вопросы по описанию уток, сравнивают маму и папу – дети
отвечают, если затрудняются помогает, а дети повторяют.
Утки чуть поменьше гусей. На голове два маленьких глаза. Широкий,
оранжевый и длинный клюв. Шея у уток короче чем у гусей. На туловище два
крыла, короткий хвост и две лапки. На лапках перепонки. Перепонки для того
чтобы утки могли плавать – это водоплавающие птицы. Туловище уток
покрыто перьями, а под перьями пух. Утка пёстренькая, а селезень яркий у
него зелёная или синяя голова, белый галстучек на шее, и на крыльях есть
зелёные полоски. А утёнок жёлтенький.
В – ль: Ребята посмотрите какие утята маленькие, они очень любят играть
давайте с ними поиграем!
Вышли уточки на луг
Вышли уточки на луг,
Пролетел веселый жук,
Ж-ж-ж! (Машем руками-крыльями.)
Гуси шеи выгибают,
Га-га-га! (Круговые вращения шеей.)
Клювом перья расправляют. (Повороты туловища влево-вправо.)
Ветер ветки раскачал? (Качаем поднятыми вверх руками.)
Шарик тоже зарычал,
Р-р-р! (Руки на поясе, наклонились вперед, смотрим перед собой.)
Зашептал в воде камыш,
Ш-ш-ш! (Подняли вверх руки, потянулись.)
И опять настала тишь,
В – ль: — Уточки вы не видели цыплёнка? потерялся бедненький.
Утки отвечают: Кря – кря – кря забегал он к нам с утра, водицы попил и убежал.
В – ль: А куда же он побежал?
Утки отвечают: А на двор к индюкам.
Ну что ребята на двор к индюкам отправимся….
Три раза вокруг себя повернись и на индюшинном дворе очутись…
На магнитной доске появляются картинки индюшинной семьи.
В – ль: Это индюшинная семья.
Как папа называется? (индюк) А как мама? (индюшка) А как называется их
малыш (индюшонок), а если малышей много (индюшата)?
В – ль: Задаёт вопросы по описанию индюков, сравнивают маму и папу –
дети отвечают, если затрудняются в – ль помогает, а дети повторяют.
Индюки крупные птицы, папа побольше, а мама поменьше. На голове у
индюка бородавчатый не оперённый носовой отросток. У индюка он
большой и ярко красный, а у индейки поменьше. У индюка большой хвост –
как веер, а у индюшки поменьше, на лапках у индюков нет перепонок,
поэтому они плавать не умеют – они сухопутные птицы. Туловище индюков
покрыты перьями они пёстрые. Индюшка светлая, а у индюка больше чёрных
пёрышек. Индюшата тоже желтенькие, а на крылышках чёрненькие пятна.
В – ль: Индюки вы не видели, куда наш цыплёнок побежал?
Индюки: видели, конечно! Он искал червячков для мамы, нашёл и помчался
домой с гостинцами!
В – ль: Ребята посмотрите Индюшка грустная какая то. Индюшка что
Индюшка отвечает: Да вот принесла нам хозяйка обед индюшатам горох, а
мне с индюком фасоль, только индюшата мои разбаловались и рассыпали и
перепутали горох и фасоль. Вот теперь боюсь их кормить – поперхнуться
фасолью она крупная.
Ребята давайте поможем индюкам! На столах стоят три чашки в одной
перепутанные горох и фасоль, а две другие пустые. В одну нужно положить
горох в другую фасоль. И тогда индюшата смогут спокойно пообедать
горохом, а индюк и индюшка фасолью.
Дети за столами перебирают фасоль и горох.
Индюки благодарят детей и прощаются!
Ну что ребята на двор к курам отправимся….
Три раза вокруг себя повернись и на курином дворе очутись…
На магнитной доске появляются картинки куриной семьи.
В – ль: Ну вот ребята мы и пришли к курочке в гости.
Как папа называется? (петух) А как мама? (курица) А как называется их
малыш (цыплёнок), а если малышей много (цыплята)?
В – ль: Задаёт вопросы по описанию кур, сравнивают маму и папу – дети
отвечают, если затрудняются, воспитатель помогает, а дети повторяют.
Ребята посмотрите на курочку и петушка они одинаковые или разные?
Да они разные – у петушка на голове гребешок большой и бородка большая,
а у курочки маленькая. У петушка хвост большой и пышный, а у курочки
маленький, у петушка пёрышки яркие, разноцветные, а курочка скромница
пёстренькая. А на лапках перепонок нет по этому, куры плавать не умеют они
Ой, Ребята посмотрите а вот и цыплёнок прибежал, да с гостинцами для
мамы и папы (в – ль показывает тарелочку с червячками из пластилина).
Пи-пи-пи угощайтесь мама и папа я так старался вас порадовать!
Курица: спасибо сыночек!
В – ль: Ой какой же у курочки хороший цыплёнок. Мне он очень нравится! А
вам он нравится? Давайте скажем почему нам нравится цыплёнок.
Воспитатель говорит пример предложения (цыплёнок мне нравится, потому
что он красивый!) передаёт цыплёнка в руки следующему ребёнку. Дети по
очереди говорят своё предложение. – Цыплёнок мне нравится потому, что……
Цыплёнок: Ой ребята вы такие добрые, помогали моей маме искать меня и
не бросили её в беде, подарю я вам раскраски в память о нашем птичьем
В – ль: Ребята нам пора прощаться и возвращаться в группу.
Три раза вокруг себя повернись и в группе очутись…
Ну вот мы и в группе. Ребята, где мы с вами побывали? А кого там видели? А
птицы эти были дикие или домашние? Путешествие наше закончилось!
Теперь можно и раскраски раскрасить…
Явился в желтой шубке, прощайте, две скорлупки.
Открытое занятие по развитию речи в средней группе «Домашние птицы»
Закрепление знаний детей о характерных признаках домашних птиц, их
внешнем виде, образе жизни.
Расширение, уточнение и активизация словаря по теме.
Совершенствование грамматического строя речи, слоговой структуры слов,
Образовательные: Закрепление знаний детей о характерных признаках
домашних птиц. Расширение представлений детей о птицах, их внешнем
виде, образе жизни.
Расширение, уточнение и активизация словаря по теме. Совершенствование
грамматического строя речи, слоговой структуры слов, связной речи.
Развитие речевой активности, диалогической речи, речевого слуха,
зрительного восприятия и внимания, артикуляционной и мелкой моторики,
Воспитательные: Формирование навыков сотрудничества,
Материалы: предметные картинки домашних птиц., аудио запись голоса
Сегодня к нам пришли гости. Они хотят посмотреть, как вы выросли,
повзрослели, чему научились. Но сначала нужно поприветствовать гостей.
(дети хором приветствуют гостей).
Здравствуй, солнце золотое!
Здравствуй, небо голубое!
Здравствуй, вольный ветерок!
Здравствуй, маленький дубок!
Мы живём в одном краю,
Всех я вас приветствую!
Здравствуйте милые дети, вы лучше всех на свете. Вот таких хороших я
приглашаю в путешествие. Хотите? Подумайте и скажите, на чём можно
путешествовать? (выслушиваем ответы детей).
Сегодня я вас приглашаю отправиться на птичий двор на велосипеде. (на
поезде) (включается весёлая музыка).
2. Речевая зарядка.
Вот мы приехали на птичий двор (воспитатель включает звуки домашних
птиц) Кого вы услышали? (ответы детей). Я предлагаю вам поиграть.
Ра-ра-ра – начинается игра.
Ле-ле-ле- много птиц у нас в селе.
Ал-ал-ал- наш цыплёнок очень мал.
Ол-ол-ол — индюшонок сел на пол.
Лу-лу-лу- гусёнок спрятался в углу.
Ре-ре-ре- много уток во дворе.
Лю-лю-лю- я домашних птиц люблю.
Развитие фонематического слуха.
К нам пришёл волшебник злой, Он ужасный и большой.
Он руками замахал,
Птичек всех заколдовал.
Но пришли друзья – детишки,
Стали думать и гадать,
Как друзей расколдовать!
Я сейчас буду называть слова, а вы хлопните в ладоши, если услышите
Бетух, петюх, пытух, петух.
Усыня, гузыня, гусиня, гусыня.
Интюк, индук, интук, индюк.
Закрепление название частей тела птицы.
Ребята, как одним словом назвать петуха, индюка, утку, гуся? Почему
их так называют?
Какую пользу приносят домашние птицы человеку?
Развитие координации речи с движением.
Давайте «петушки» встанем в круг и произнесём слова:
Ах ты, Петя – Петушок,
На макушке гребешок,
А под клювом – то бородка,
Очень гордая походка.
Рано – рано по утру
Он кричит: «Ку-ка-ре-ку!»
(Дети повторяют слова и соответствующие движения).
Закрепление понятий «тихо – громко». Учить произносить
звукоподражание в соответствии с жестом взрослого.
А сейчас поиграем в игру «Кто как кричит?» Я буду называть и
показывать домашних птиц, а вы мне ответите, кто как голос подаёт.
Для этого разделимся на две команды: девочки будут – мамами, а мальчики
Мамы будут звать своих деток громко, а детки громко кричать не умеют, они
Leave a Reply
View Comments