Какое образование нужно для машиниста. Профессия машинист поезда: описание, специфика, преимущества. Характерные особенности специальности

Среди множества рабочих специальностей есть такие, о которых грезят с детства. Они окутаны ореолом романтики и высокого профессионализма. Одна из них — профессия «машинист поезда». Он самый главный на железнодорожном транспорте, и его деятельность связана с управлением локомотивом.

Краткий экскурс в историю профессии

Как только были проложены первые рельсы и выпущен первый поезд, остро встал вопрос об его управлении. Чтобы поездка была удачная, необходимы не только соответствующие знания, но и специфические черты характера.

В России профессия «машинист поезда» возникла в далеком 1834 году. Изначально по рельсам ходили небольшие составы всего из четырех вагонов. Их скорость не превышала 33 км/час. Но после увеличения мощности и скоростного режима до 42 км/час потребовались люди, которые бы справлялись с возрастающей нагрузкой. Поэтому были организованы обучающие курсы для получения знаний и навыков управления железнодорожным транспортом.

Особенно востребованы были машинисты во времена Советского Союза. Прокладка рельс шла огромными темпами, в стране производились различные составы для перевозки грузов и пассажиров. Требовались квалифицированные люди, полностью подготовленные для управления составом.

Характерные особенности специальности

Профессия машиниста чаще рассматривается как сугубо мужская. Однако никто не ограничит предстательниц женского пола, если они соизволят обучиться данному мастерству. Но чтобы выбор был осознанным, необходимо точно знать описание профессии «машинист поезда».

Специальность обладает рядом специфических особенностей, на которые следует обратить внимание. Деятельность требует не только выносливости, но и отменного здоровья. Поэтому при поступлении в соответствующее учебное заведение потребуется медицинская справка о пригодности.

Профессия «машинист поезда» подразумевает знание технических особенностей машины и автоматических устройств, находящихся в кабине локомотива.

От машиниста требуется предельная концентрация внимания. Чтобы не допустить несчастного случая, необходимо обращать внимание на дорожные знаки, погодные условия и показания приборов. На поезда дальнего следования всегда ставятся помощники, которые подстраховывают главного машиниста и дают возможность отдохнуть.

Основные обязанности машиниста локомотива

При движении поезда машинист с помощником выполняют следующие основные функции:

  • следят за знаками и сигналами на железнодорожном пути;
  • наблюдают за показаниями приборной панели, которая указывает на бесперебойную работу всего подвижного состава;
  • следят за состоянием локомотива, его целостностью;
  • подают установленные сигналы при въезде на станцию;
  • ответственны за безопасность маневров;
  • при обнаружении неисправностей обязаны немедленно сообщать дежурным по станции.

Профессия «машинист поезда» предполагает частые отлучки из дома. Но дает возможность увидеть множество новых мест. Поэтому люди, которые жаждут новых впечатлений и готовы изучать технические характеристики железнодорожного транспорта, часто выбирают данную специальность.

Детская железная дорога

Тем ребятам, которые во время уроков по профориентации пишут сочинение на тему — «Моя будущая профессия — машинист поезда», необходимо посетить детскую железную дорогу.

Такие организации существуют уже во многих городах России. Тем, кто мечтает водить по рельсам не только игрушку, а настоящий полноценный состав, организовывают специальное обучение. После получения необходимых знаний ребята могут работать настоящими проводниками, дежурными по станции, и даже помогать машинисту вести самый настоящий поезд с пассажирами.

Детская железная дорога не только оказывает развлекательные услуги по катанию маленьких детей, но и является учреждением дополнительного образования. Ребята в возрасте от 8 до 15 лет могут изучать различные железнодорожные специальности и закреплять полученные навыки на практике.

Профессия «машинист поезда» для детей осваивается не только в учебных классах. На настоящих поездах чуть уменьшенного формата и по более узкой рельсовой колее, под чутким руководством взрослого подросток осваивает азы сложного мастерства.

На детской железной дороге все по-настоящему. По мере технических возможностей, все оборудование соответствует аналогичному на путях общего назначения. И, хотя рельсы не имеют выхода на общую колею, состав полностью соответствует полноценному пассажирскому локомотиву и люди самые настоящие.

Обучение мастерству вождения

Мечтающим покорить себе тяжелую машину и стать управленцем длинного состава полезно знать, где получить профессию машиниста поезда. Обучают специальности в железнодорожных техникумах, поступление возможно после 9 классов общеобразовательной школы.

Основные дисциплины, которым будут обучаться будущие студенты, связаны с техническими науками, правилами безопасности перевозок людей и грузов, основами железнодорожного движения.

Чтобы грамотно управлять целым составом, необходимо изучить его характеристики и обладать знаниями в программном обеспечении и принципах его работы.

Чтобы осуществить мечту, осталось только выбрать ближайшее учебное заведение, список которых достаточно обширный. Среди наиболее известных выделяют: Саратовский, Самарский, Оренбургский, Пензенский техникумы железнодорожного транспорта.

Для получения высшего образования необходимо поступать в государственные вузы путей сообщения, где можно получить профессию машиниста поезда и квалификацию инженера железнодорожного сообщения. Вузы находятся в Москве, Санкт-Петербурге, Самаре, Ростове, на Дальнем Востоке и в других областях.

Востребованность профессии

Перед выбором будущей профессии важно знать ее перспективы. Специализация «машинист локомотива» занимает лидирующие позиции в списке, опубликованном «Российской газетой» пару лет назад.

О востребованности говорят запросы работодателей на биржах труда, среди которых 33% от общего числа соответствовали работе «машинист».

Плюсы специальности и ее недостатки

Как и любая другая, профессия машиниста имеет свои неоспоримые достоинства. Одна из них связана с ореолом романтики, когда человек постоянно находится в пути и видит немало новых мест. Но это достоинство порождает и недостаток. Специфика профессии вынуждает человека быть в отрыве от семьи долгое время, что некоторых может не устраивать.

Но колоссальная ответственность за жизнь пассажиров и сохранность груза гарантирует и достойную оплату труда. Российские железные дороги, помимо обеспечивают своих работников дополнительной поддержкой в виде премий, путевок в санаторий и длительных отпусков.

Минусом являются высокие нагрузки на организм и влияние вредных факторов на здоровье. У машиниста смена длится по 12 часов, которые он проводит в замкнутом пространстве и предельно концентрируя внимание.

Тернистый путь

После обучения все специалисты начинают путь с помощника машиниста. В зависимости от базового образования и практических навыков начинающий специалист может занимать должность помощника от нескольких месяцев до двух лет.

Только после тестирования у профессионала и прохождения соответствующего собеседования человеку доверяют самостоятельно возглавлять

Что нужно для того, чтобы стать машинистом? Самое главное – желание. Именно с этого все начинается. С желания водить поезда и веры в то, что все обязательно получится!

Очень часто ко мне обращаются бабушки, дедушки, мамы и папы с словами: «Вот мой внук (сын) хочет стать машинистом в метро, что для этого надо?» Для этого надо, чтобы внук\сын сам захотел стать машинистом, чтобы переборол страх (а это страшно по себе знаю), и пришел в депо устраиваться на работу.

Как выбрать депо? Можно выбирать как угодно: по новизне подвижного состава, по количеству открытых участков, можно монетку бросить в конце концов, но самый оптимальный вариант (и самый разумный), это ближайшее к дому. Ну согласитесь, тратить каждый день по часу, а иногда и больше, на дорогу на работу\с работы, когда есть возможность не делать этого, не разумно.

Допустим депо вы выбрали, теперь вопрос номер два: захочет ли депо взять вас на работу? Для этого необходимо позвонить в отдел кадров и уточнить производится ли набор на обучение машинистов? Если да, то вам повезло, если нет – ищем другое депо.

Что дальше? А дальше назначаете встречу, приходите в отдел кадров понравившегося депо и получаете у них направление. Куда? К психологу и на медицинскую комиссию. Психолог установит способны ли вы работать на этой работе, а медицинская комиссия проверит ваше состояние здоровья. Для работы машинистом необходимы сто процентное зрение, слух и хорошее, крепкое сердце без патологий.

Прошли? Отлично! Месяц вас будут обучать в депо, необходимому минимуму. Кстати, я так и не понял для чего это делается. Толи для определения усвояемости нового сложно-технического материала, то ли для определения усидчивости и готовности учится. Но людей, по факту этого месяца иногда отчисляют. Я уточню… Так вот, месяц обучают, чтобы определить, как хорошо вы можете усваивать абсолютно новый, технически сложный материал. И через месяц деповского обучения вас ждет Учебно-производственный Центр, или сокращенно УПЦ. Основное учебное заведение Московского метрополитена.

Многие почему-то думают, что учится в УПЦ это сродни институту: хочу – хожу, хочу – нет, главное сессию сдать. Увы, но так не получится. Учеба в Центре сродни работе. Отсутствие на занятиях без уважительной причины – прогул со всеми вытекающими последствиями. Материала очень много, материал сложный. Вот и учатся студенты. Едут после занятий – читают конспекты, вечером дома – учат, с утра на занятиях – повторяют.

Учиться, учиться и учиться! Зачеты, промежуточные экзамены, опять зачеты. Потом начинается самое интересное – практика в депо. Машинист-наставник в течение месяца обучает вас азам вождения подвижного состава, показывает на практике все то, что вы учили в теории: работу подвижного состава, путевых устройств, приемку\сдачу подвижного состава, как в депо, так и при расстановке на линии. Всего очень-очень много и все очень-очень интересно.

И наконец, приходит тот самый день, день выпускных экзаменов. Конспекты, шпаргалки (скорее для собственного успокоения, воспользоваться не получится), билет, «Отвечайте!», оценка и наконец… И наконец, заветная книжица: «Удостоверение на управление подвижным составом». Ощущение, осознание, что все. Добился. Ты – машинист!

И только потом приходит понимание, что все только начинается…

Материал подготовлен при содействии «Центра проф. ориентации московского метрополитена», за новостями центра следите по хэш тэгу

В железнолорожном техникуме, поступить в который можно, окончив 9 классов общеобразовательной школы. Перечень дисциплин, преподаваемых будущим машинистам, весьма обширен. Чтобы управлять поездом, потребуется знание его технических характеристик, правил железнодороженого движения, техники безопасности и пр., например, в современных поездах появились бортовые компьютеры, и знание принципов их работы также понадобится . Компьютер задает параметры движения, занимается вычислением маршрутов движения, а трогает с места локомотив .

Особенности профессии

К особенностям профессии относится знание различных типов локомотивов, потому как нельзя предугадать, где именно придется работать выпускнику техникума и каким составом управлять. Локомотивы подразделяются на тепловоз и электровоз, а также по дальности следования маршрута. Кроме того, поезда бывают пассажирские и грузовые, в зависимости от того, перевозят они людей или грузы.

На машиниста идти учиться могут физически крепкие юноши, обладающие устойчивой психикой, потому как ситуация на дороге непредсказуема. Нередки различные аварии, потому машинист всегда ходит в рейс только с . Кстати, выпускник техникума никогда сразу же не будет назначен машинистом – сначала только лишь помощником, чтобы получить необходимую поездную практику. Помощником машиниста придется отработать не менее двух лет, а затем сдать экзамен. Такие сложности обусловлены тем, что машинисту поезда доверяют жизни сотен людей, потому его уровень обязан быть профессиональным, а квалификация высокой. На машиниста метрополитена возможно обучиться непосредственно в депо при линии метро – достаточно будет окончить курсы и сдать экзамен.

Всегда работает с помощником только машинист дальнего следования, машинист электропоезда в одиночку способен справиться с перевозкой пассажиров. Маршруты дальнего следования поделены на определенные участки. Каждый машинист является знатоком только своего участка, то есть по ходу движения поезда к нему несколько раз подсоединяют новые локомотивы, которыми управляют разные машинисты.

При железнодорожных вокзалах есть комнаты отдыха для машинистов, потому как труд людей этой профессии является физически затратным и сложным.

Профессия машиниста сегодня востребованная, высокооплачиваемая и останется таковой еще долгое время. Применения своим знаниям машинист может найти на железной дороге, метрополитене, шахтах и крупных заводах, имеющих внутреннее железнодорожное сообщение.

Первый шагмедкомиссия

В метро и на пригородных электричках то и дело объявляют о приеме на работу машинистов. Довольно скромные начальные требования (достаточно быть мужчиной до 40 лет со средним образованием) и неплохая зарплата привлекает многих, но путь к креслу «капитана электропоезда» оказывается долгим и полным препятствий…

Машинисту нужно обладать железным здоровьем: управлять электропоездом – работа вредная. Это большая нагрузка на зрение и слух, воздействие электромагнитного излучения и вибрации, пыльный воздух (в том числе и металлическая пыль, особенно в метро). Не случайно рабочий день машиниста (или ночь) начинается с обязательного медосмотра: проверки давления, температуры, сердечной деятельности, теста на алкоголь. Поэтому, где бы вы ни решили учиться: в одном из электродепо (если речь идет о метро) или в колледже (для работы на электричках), первое, с чем придется столкнуться – суровая медкомиссия. Сначала врачи тщательно проверят ваше здоровье, затем вы пройдете психологическое тестирование, чтобы узнать, готовы ли вы нести ответственность за сотни людей, быть собранным и внимательным долгое время, принимать решения буквально за доли секунды.

В некоторых учебных заведениях, например в специализированном Железнодорожном колледже N 52 , требования мягче: достаточно принести обычную медицинскую справку (086-у). Однако перед последней – поездной – практикой вам все равно предстоит пройти медкомиссию по полной программе: за два года учебы здоровье может ухудшиться (зрение – из-за компьютеров, слух – из-за плееров и т. д.). И если какие-то показатели окажутся ниже нормы (на медкомиссиях отсеивается большая часть кандидатов), то машинистом вам не быть – придется довольствоваться профессией слесаря и заниматься ремонтом вагонов.

Основные этапы медкомиссии:

проверка зрения (оно должно быть идеальным), состояния глазного дна

аудиограмма (проверка слуха)

анализы, справки о прививках, выписка из медицинской карты

осмотри врачей-специалистов: хирурга, невролога, стоматолога, отоларинголога, терапевта.

Если есть отсрочка от службы в армии, то она не должна быть связана со здоровьем. Медкомиссию машинисты проходят раз в три года.

В машинистычерез колледж

Если со здоровьем и психикой все в порядке, можно приступать к обучению. Машинистов электропоезда в Москве готовят два учебных заведения: Железнодорожный колледж N 52 иМосковский колледж железнодорожного транспорта . Здесь в рамках начального профессионального образования (НПО) можно за десять месяцев (после 11 класса) или за два года и десять месяцев (после 9-го) выучиться на помощника машиниста. В принципе, для старта в профессию этого может быть достаточно, но лучше получить более глубокие знания и среднее профессиональное образование (СПО), поступив на специальность «Техническая эксплуатация подвижного состава железных дорог». Учеба займет два года и десять месяцев после 11 класса и почти четыре года – после 9-го, зато выпускники колледжа получают более высокую квалификацию «техник».

Для поступления в Железнодорожный колледж N 52 после 9-го класса нужно сдать экзамен по физике и русскому языку (диктант), после 11-го – по математике и русскому (изложение). В Московском колледже железнодорожного транспорта вас ждет русский язык (диктант) и математика (устно).

В ходе учебы вы получите разряд слесаря по ремонту подвижного состава (сдав экзамен после производственного обучения), а потом приступите к изучению основных дисциплин: техническое обслуживание электропоезда, автотормоза и др.

На учебу в подземку

В колледжах готовят универсальных специалистов как для пригородных поездов, так и для метро, но желающие работать в метро обычно предпочитают другой путь: выбирают депо (линию метро), приходят в соответствующий отдел кадров и заявляют о своем намерении стать машинистом. Депо направляет кандидата на подготовку в Учебно-производственный центр (УПЦ) Московского метрополитена.

Учеба – насыщенная: сначала нужно пройти обязательную слесарную практику и получить разряд, потом изучить оборудование электропоезда, познакомиться с многочисленными инструкциями и профессиональной терминологией.

Вячеслав Гаранин , начальник УПЦ Московского метрополитена:

– За последнее время нам удалось существенно сократить сроки обучения: теперь помощников машиниста мы готовим за один месяц, а машинистов – за полгода. Это удалось сделать за счет внедрения современных технологий: компьютерных программ, позволяющих подробно изучать оборудование вагонов, учебных фильмов (чтобы увидеть своими глазами, как, например, собирают вагоны, не приходится ехать на завод), уникальных тренажеров, готовых иллюстрированных конспектов для каждого учащегося (они на 70% экономят время преподавателя).

Финал первого этапа обучения – поездная практика. Она проходит в течение нескольких недель на электропоезде по конкретному маршруту. Важное условие – к этому моменту учащемуся уже должно исполниться 18 лет. После успешной сдачи экзамена выпускнику присваивается квалификация «помощник машиниста». Ему предстоит отработать в этой должности от нескольких месяцев (в метро) до двух лет (на пригородных поездах): проверять техническое состояние поезда, наблюдать за посадкой, реагировать на обращения по связи «пассажир-машинист» и, конечно, перенимать у машиниста опыт в управлении электропоездом.

Здесь управление локомотивом познается на новом уровне: будущие машинисты занимаются на тренажерах, имитирующих управление поездом, учатся выходить из аварийных ситуаций. Обучение длится четыре-шесть месяцев, после чего выпускник получает право на управление электропоездом.

Наконец, «обстрелянный» новичок садится за контроллер машиниста – главный рычаг управления поездом. Он должен набраться опыта, вырасти от машиниста 4 класса до машиниста 1-го, а за тем и занять должность машиниста-инструктора. Чтобы повысить разряд, машинист снова проходит обучение и сдает экзамен.

Тем, кто хорошо себя зарекомендовал, депо может предложить бесплатное обучение в Московском государственном университете путей сообщения, а у специалиста с высшим инженерным образованием на железной дороге значительно больше возможностей роста. Так, в администрации ОАО РЖД или в Управлении государственного железнодорожного надзора есть руководители, когда-то работавшие машинистами.

Карьера и зарплата

Объем пассажирских перевозок постоянно растет, линии развиваются. поэтому пригородные поезда и метро испытывают постоянную потребность в машинистах и помощниках. Но, прежде чем связать свою жизнь с управлением электропоездом, следует знать: это работа не на год-два. Для того чтобы стать «своим» на железной дороге, ей придется посвятить большую часть жизни. Зарплата у помощников машиниста от 15 тыс. р., машинисты со стажем, получая премии и надбавки, зарабатывают до 25-30 тысяч р.

Отправляясь с железнодорожного вокзала в поездку мы каждый раз поражаемся силе и мощи машины, которая приводит в действие огромный состав, состоящий из нескольких вагонов. Конечно, такой аппарат отличается сложностью в управлении, и в одиночку с ним справиться просто невозможно. Именно поэтому поездами, как правило, управляют сразу два специалиста: машинист и его помощник.

Отправляясь с железнодорожного вокзала в поездку мы каждый раз поражаемся силе и мощи машины, которая приводит в действие огромный состав, состоящий из нескольких вагонов. Конечно, такой аппарат отличается сложностью в управлении, и в одиночку с ним справиться просто невозможно. Именно поэтому поездами, как правило, управляют сразу два специалиста: машинист и его помощник. Другими словами, садясь в поезд, не стоит переживать о безопасности: двое профессионалов доставят вас к месту назначения быстро и в срок.

У вас может возникнуть вполне закономерный вопрос: поскольку современные поезда практически полностью автоматизированы, зачем сегодня нужна профессия помощника машиниста ? Неужели сам машинист не может справиться с управлением компьютеризированного локомотива? Нет, не может! Дело в том, что достаточно часто в процессе управления поездом возникает необходимость выполнения сразу нескольких технических операций в удаленных друг от друга местах. Кроме того, работа машиниста имеет ряд особенностей, позволяющих причислить эту профессию к очень сложным и опасным, поэтому помощник машиниста нередко выполняет функцию «страховки» на случай, если в пути машинист потеряет свою трудоспособность.

Кто такой помощник машиниста?

Работник железнодорожного транспорта, который входит состав локомотивной бригады. Местом работы данного специалиста являются все виды поездов разных сообщений и назначения (грузовые, пассажирские, электропоезда и т.д.).

Название профессии произошло от латинского слова māchina (орудие, устройство, механизм). То есть, само название прямо указывает на то, что речь идет о специалисте, который помогает управлять механизмом. Интересно, что изначально тех, кто управлял каким-либо механизмом называли просто «механик», и только позднее произошло перераспределение обязанностей специалистов: механиком стали называть человека, который разбирается в принципах действия механизма, а машинистом — профессионала, который механизмом управляет. Данная профессия возникла относительно недавно, а именно тогда, когда появились первые паровозы. В России это произошло в середине позапрошлого века.

Чем же занимается помощник машиниста? Прежде всего, нужно сказать, что помощник машиниста не просто дублер главного управляющего тепловозом или электровозом человека. У него своя, очень важная роль и свое место в кабине, а от деятельности помощника машиниста многое зависит. Работа помощника машиниста предполагает занятость во всех циклах поездки: до, во время следования и после:

  • до поездки помощник машиниста должен осмотреть тепловоз и проверить его техническое состояние, выявить возможные неисправности. Он должен также проверить сцепление локомотива с подвижным составом;
  • во время поездки помощник машиниста контролирует световые и звуковые сигналы на трассе и докладывает о них машинисту, обеспечивает радиосвязь и ее отличное состояние (а это очень важно и напрямую обеспечивает безопасность пассажиров, так как соединяет экипаж машины с диспетчерами). Он также следит за всеми показаниями приборов и датчиков и при необходимости предупреждает машиниста о неисправностях. Кроме того, данный специалист должен информировать машиниста где и когда нужно увеличивать или снижать скорость локомотива;
  • после поездки помощник осматривает локомотив, отцепляет его от подвижного состава и вместе с машинистом отводит на запасные пути.

Если подвести итог, то можно сделать вывод: деятельность помощника машиниста сводится к обеспечению безопасности движения пассажиров на транспорте, исправности подвижного состава и приобретении опыта и профессиональных навыков, которые впоследствии помогут специалисту самостоятельно управлять локомотивом.

Какими личностными качествами должен обладать помощник машиниста?

Поскольку профессиональные обязанности помощника машиниста мало чем отличаются от деятельности человека, ответственного за управление локомотивом, личностные качества данного специалиста, в первую очередь, должны включать в себя ответственность и дисциплинированность. Кроме того, важнейшими требованиями к помощнику машиниста являются:

  • хорошая реакция;
  • внимательность;
  • осторожность;
  • осмотрительность;
  • выносливость;
  • хорошая зрительная память;
  • способность быстро переключать внимание;
  • стрессоустойчивость;
  • острота зрения и слуха;
  • высокая координация движения;
  • склонность к работе с техникой.

Помощник машиниста — профессия, в которой не могут работать люди, не получившие специального образования. Знать нужно очень много: особенности следования поезда, работы локомотива, путей сообщения, а также досконально знать технические характеристики поезда, уметь считывать со сложных приборов показания и контролировать нормальную работу локомотива.

Преимущества профессии помощника машиниста

Основное преимущество профессии помощника машиниста заключается в высокой востребованности. Несмотря на активное развитие воздушного и морского водного транспорта, железная дорога в России до сих пор остается основным средством передвижения и перевозки грузов. Поэтому потребность в таких специалистах в ближайшие годы будет только возрастать.

Еще одним преимуществом этой профессии можно считать тот факт, что работа локомотивной бригады относится к высокооплачиваемым. Риски в профессии очень велики, и оплата должна быть достойной — на сегодняшний день, специалисты, принимающие непосредственное участие в управлении поездом, в среднем получают около 40-50 тысяч рублей.

Нельзя умолчать и о больших возможностях карьерного роста. Мало того, что после нескольких лет успешной работы помощник машиниста может стать машинистом или перейти на должность мастера или начальника участка в депо. В большой перспективе в этой профессии верхнего потолка карьеры вообще не существует — можно стать даже министром путей сообщения.

Так как техника постоянно усовершенствуется, помощник машиниста должен постоянно развивать свои технические навыки и получать новые знания, а это превосходная возможность повышать свой уровень эрудиции и «тренировать» мозг. Другими словами, специалист в данной области может смело считать себя интеллектуально развитым человеком, разбирающимся в последних достижениях науки и техники.

Ну и последнее, к работникам локомотивной бригады предъявляются повышенные требования с точки зрения здоровья (состояние здоровья как машиниста, так и его помощника контролируется перед каждой поездкой), поэтому представители этой профессии могут не беспокоиться о наличии каких-либо патологий и хронических заболеваний.

Недостатки профессии помощника машиниста

Недостатки профессии помощника машиниста связаны с тяжелыми условиями труда. Постоянная работа в замкнутом пространстве кабины локомотива, напряжение для зрения и слуха, вибрация, шум, дорожная пыль — все это сопровождает бригаду локомотива на протяжении рабочего дня. Это не исключает высокую степень усталости в конце рабочего дня, и помощник машиниста просто обязан хорошо отдыхать, что не всегда возможно. В противном случае усталость накапливается, что может привести к необратимым последствиям.

Стоит также отметить помощник машиниста — это профессия с высоким риском для жизни и здоровья специалиста. Катастрофы на транспорте, к сожалению, явление нередкое. Поэтому нельзя утверждать, что данная профессия абсолютно безопасна. При этом необходимо учитывать чисто психологический недостаток профессии — высокая степень ответственности за безопасность и жизнь людей, что ведет к повышенной тревожности.