Правовое регулирование хозяйственных товариществ. Правовое регулирование деятельности полных товариществ Нормативно правовые акты хозяйственные товарищества

Следующей общей чертой обществ и товариществ будет то, что они будут едиными и единственными собственниками ϲʙᴏего имущества (п. 3 ст. 213 ГКРФ) Несмотря на то что уставный капитал в обществах и складочный капитал в товариществах и разделены на доли (вклады) их участников, ϶ᴛᴏ не означает, что их имущество будет долевой собственностью внесших его участников, как ранее ошибочно предполагал Закон РСФСР «О предприятиях и предпринимательской деятельности». Доля в таком капитале — величина условная. В противном же случае совершенно непонятно, для чего создаются данные юридические лица и какое право имеют они сами на обособленное имущество учредителей (участников) Ведь участники отношений долевой собственности всегда несут ответственность по общим обязательствам всем ϲʙᴏим имуществом, хотя и в пропорциональном ϲʙᴏим долям размере. Следовательно, само юридическое лицо никакой ответственности не несет, так как у него при таком раскладе вообще нет имущества и потому его создание теряет смысл для его учредителей (участников)

Сейчас в силу п. 2 ст. 48 ГК РФ участники обществ и товариществ утрачивают право собственности на передаваемое в виде вкладов товариществу или обществу имущество. Взамен они получают обязательственные права требования на

часть дохода (дивиденд) и на ликвидационную квоту (часть имущества, оставшегося после ликвидации данного юридического лица после удовлетворения требований всех его кредиторов), а также на участие в управлении делами общества, являющегося по ϲʙᴏей природе корпоративным, основанным на отношениях членства1.

Хотелось бы поподробнее обратиться к вопросу о том, что же вносят участники, какое имущество в уставный капитал обществ и складочный капитал товариществ.

Закон предъявляет особые требования к имуществу, составляющему уставный (складочный) капитал хозяйственных обществ и товариществ. Поскольку данные коммерческие организации как собственники имущества несут самостоятельную имущественную ответственность перед ϲʙᴏими кредиторами, а хозяйственные общества отвечают перед ними только ϲʙᴏим имуществом, а не имуществом участников (кроме обществ с дополнительной ответственностью), участникам гражданского оборота важно, ɥᴛᴏбы имущество данного юридического лица могло удовлетворить их требования, кᴏᴛᴏᴩые могут возникнуть в будущем.

Имущество, кᴏᴛᴏᴩое может быть вкладом в уставный (складочный) капитал хозяйственных товариществ и обществ складывается из трех качественно различных блоков: денежного, вещевого и интеллектуального.

Конечно, с денежным вкладом все просто. Стоит заметить, что он передается обществу или товариществу, не надо его оценивать, а только определяется, какую часть он составляет в уставном (складочном) капитале данных юридических лиц. Внесение денежного вклада важно и потому, что при регистрации юридического лица учредители обязаны предоставить в регистрационный орган справку об оплате 50% уставного (складочного) капитала. Такую справку выдают банки, кᴏᴛᴏᴩые в силу действующего законодательства не занимаются оценкой вещественных и интеллектуальных вкладов, по϶ᴛᴏму такую справку они вы-

1 Комментарий к части первой Гражданского кодекса Российской Федерации для предпринимателей. — М., 1995. С. 114.

дадут только при наличии такой денежной суммы на счете у юридического лица.

При этом п. 6 ст. 66 ГК РФ не исключает внесения взамен денежных средств кредитных прав. Вкладом могут быть и иные права, имеющие денежную оценку. Достаточно того, ɥᴛᴏбы учредители внесли 50% уставного (складочного) капитала деньгами из ϲʙᴏих источников, и тогда остальные участники получат возможность внести ϲʙᴏи вклады в иной форме.

В случае если товариществу передается вещь (она же может передаваться и обществу), то она может быть передана либо как собственность — со всеми правомочиями собственника, либо передается только право пользования данной вещью, тогда речь идет о передаче имущественных прав на эту вещь. К примеру, передаются права аренды здания, сооружения и т. п. В виде вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственных обществ и товариществ могут выступать и другие имущественные права, например права требования, воплощенные в определенных ценных бумагах.

Интеллектуальные вклады в уставный (складочный) капитал существенно различны между собой, что предопределяет их специальные правовые режимы.

1. Объекты авторского права — произведения литературы, искусства, аудиовидеозаписи, архитектуры, фотографии, программы ЭВМ, географические и тому подобные карты, переводы, рефераты и другие переработки произведений науки, искусства (ст. 7 Закона РФ «Об авторском и смежных правах» от 9 июля 1993 г., Закон РФ «О правовой охране программ для ЭВМ и баз данных» от 23 сентября 1992 г.)

2. Объекты промышленной собственности — изобретения, полезная модель, промышленный образец (ст. 1 Патентного закона РФ от 23 сентября 1992 г.)

3. Объекты индивидуализации гражданина-предпринимателя или юридического лица, их продукции, работ или услуг — фирменное наименование, товарный знак, знак обслуживания, наименование места происхождения товара (ст. 138 ГК РФ, Закон РФ «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях места происхождения товара»)

4. Иные объекты интеллектуальной собственности.

Первые три группы названных объектов известны нашему законодательству достаточно давно и будут традиционными, кроме, пожалуй, программных продуктов и интегральных микросхем.

Чтобы данные объекты были вкладом в уставный (складочный) капитал хозяйственного товарищества и общества, надо либо получить ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙующий требованиям закона документ, либо договориться о передаче ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙующего права собственности, права хозяйственного ведения, права оперативного управления, либо получить право пользования данным объектом. При ϶ᴛᴏм такие объекты могут передаваться их создателем другим лицам только по специальному соглашению с ним — лицензионному договору. В случае если же речь идет об объектах, охраняемых патентом, то договоры об их использовании подлежат обязательной государственной регистрации в патентном ведомстве под страхом их недействительности (ст. 13 Патентного закона РФ)

Наибольшую сложность с позиции квалификации, оформления, введения защитных механизмов представляет «ноу-хау».

«Ноу-хау» можно охарактеризовать как информацию, имеющую известную коммерческую ценность в силу ϲʙᴏей неизвестности иным лицам, охраняемую исключительно по договору между ее владельцем и пользователем. В начале бурного создания в России товариществ и обществ еще до принятия нового ГК РФ, пользовались популярностью для внесения в уставный (складочный) капитал вклады их участников (учредителей) типа: 10-летнего опыта работы в ОБХСС, диплома о высшем экономическом образовании и т.п. Довольно часто, ɥᴛᴏбы принять в товарищество или общество «нужного человека», образ «интеллектуального вклада» такого претендента на учредительство буквально придумывался. Все перечисленное включалось тогда в «ноу-хау»1.

1 Тарусина Н.Н. Субъекты предпринимательской деятельности.
— Ярославль, 1994. С. 55.

Приведенные примеры, конечно, не будут «ноу-хау», а могут быть обозначены как «иной интеллектуальный вклад» и не всегда могут быть приемлемыми элементами структуры уставного (складочного) капитала. Данные объекты, а также информация о спросе на товар, специальные знания и навыки не могут считаться охраноспособными в силу отсутствия у них предусмотренных законом признаков и по϶ᴛᴏму вряд ли могут выступать в качестве вклада в имущество обществ и товариществ. И вряд ли чьи-то знания удовлетворят возможные интересы кредиторов и их требования.

Относительно того, что же все-таки следует включать в понятие «ноу-хау», в науке и на практике полного единодушия нет.

Н.Н. Тарусина включает в ϶ᴛᴏ понятие целый ряд вариаций, заявляя о правовой охране сведений о технических решениях, организационной и коммерческой информации, касающейся организации и экономики производства, торговой деятельности и т.д1.

И.А. Зенин полагает, что суть правового режима «ноу-хау» состоит не в охране, а в правовом обеспечении имущественных интересов обладателя ϶ᴛᴏго объекта на базе общих норм гражданского, трудового права или специального законодательства, направленного на борьбу с недобросовестной конкуренцией2.

Нами разделяется позиция И.А. Зенина, поскольку, на наш взгляд, нашему законодательству необходим специальный закон, касающийся правового регулирования «ноу-хау», кᴏᴛᴏᴩый определил бы, что включать в его состав, а что нет.

Тарусина Н.Н. Субъекты предпринимательской деятельности. Материал опубликован на http://сайт
— Ярославль, 1994. С. 56.

Зенин И.А.
Стоит отметить, что основы гражданского права: Конспект лекций по праву

интеллектуальной собственности. — М., 1993. С. 212.

1. Отметим, что технические решения, кᴏᴛᴏᴩые отвечают признакам изобретения, но еще не запатентованы, поскольку процесс регистрации, публикации может раскрыть сущность данной разработки и, тем самым, может активизировать конкурентов, кᴏᴛᴏᴩые, конечно же, воспользуются новым направлением в разрешении различных технологических проблем. Возможно и «замораживание» таких идей, так как на данном этапе собственнику не выгодно их использовать.

2. Изобретения, патентование кᴏᴛᴏᴩых исключено из-за нежелания их преждевременного разглашения, технические решения, кᴏᴛᴏᴩые в принципе и можно было бы запатентовать, но они не отвечают действующему законодательству, либо изобретения, патентование кᴏᴛᴏᴩых нецелесообразно из-за сложности раскрытия их сущности через заявленную форму.

3. Непатентоспособные технические, организационные, коммерческие и т.д. решения, известныетрадиционно неопределенному кругу лиц, облеченные разработчиком в форму технологий, технологической, методической и иной документации, готовой к использованию.

Во всех данных случаях любое лицо будет правомочным обладателем данного объекта, если ϲʙᴏими силами и средствами самостоятельно его разработало, вычленило из открытой для всех информации или добросовестно у кого-либо приобрело, а затем предложило уже в качестве вклада в уставный (складочный) капитал товариществ и обществ.

Было бы правильным оформить ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙующий документ на ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙующий вид информации, в кᴏᴛᴏᴩом бы содержались следующие сведения: называлась сама информация и развернуто давалась ее характеристика; фиксировался ее разработчик и приобретатель, то есть тот, кто вносит ее в качестве вклада; объявлялась ее стоимость в результате оценки данного вклада учредителями (участниками); подписи учредителей, дата подписания, желательна печать юридического лица. Этот документ может содержать и другие сведения, в частности о неразглашении данной информации.

Все виды вкладов, вносимых в уставный (складочный)

капитал хозяйственных товариществ и обществ, подлежат денежной оценке. Именно такая оценка обычно производится участниками (учредителями) самостоятельно по их соглашению, а в случаях, предусмотренных законом — экспертами. Пока же в большинстве случаев стоимость вклада определяется как разница между воображением учредителей (участников) и их здравым смыслом, так как в российском законодательстве отсутствуют положения, по кᴏᴛᴏᴩым данная оценка должна ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙовать рыночной стоимости имущества.
Стоит отметить, что особенно заметен такой произвольный подход, когда учредитель один.

Неясно, с помощью каких критериев те же учредители (участники) будут оценивать права пользования, предоставленные в качестве вклада. Как оценить, например, право использования помещения под офис: по средним коммерческим расценкам, по установленным правительством, за сколько лет оценивать данную сумму арендной платы? В случае если предприятие создается на определенный срок, то ϶ᴛᴏ облегчает данную задачу, а если предприятие создано на неопределенный срок -тогда каждый раз придется переоценивать данный вклад, и, ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙенно, вносить изменения в учредительные документы, что никому делать особо не хочется. Зачем же в таком случае усложнять себе жизнь, ведь закон не запрещает проводить оценку «с потолка».

Экспертная оценка нужна особенно для хозяйственных обществ, где завышение стоимости объекта заведомо ухудшает положение возможных кредиторов. Допустимо также установление законом обязательного внешнего аудита для любых неденежных объектов, выступающих в качестве вкладов, стоимость кᴏᴛᴏᴩых превышает определенный лимит, предусмотренный законом.

Для привлечения дополнительных капиталов общества и товарищества вправе выпускать ценные бумаги, но не любые. Акции в ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙии с п. 7 ст. 66 ГК РФ могут выпускать только акционерные общества, также для обществ установлены ограничения в отношении размера эмиссии облигаций. Товарищества и общества с ограниченной ответственностью не вправе выпускать акции.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Все субъекты хозяйствования, пожелавшие работать на оптовом рынке электрической энергии Украины, должны подписать договор в целом, без каких-либо оговорок.

Н а практике классифицировать договор как публичный договор или договор присоединения окажется не так просто. Если в части договора розничной купли-продажи вопрос регламентирован самим Гражданским кодексом Украины, то в отношении других договоров, не упомянутых в кодексе, того же договора снабжения электрической энергией или договора оптового рынка электрической энергии Украины, о которых говорилось выше, вопрос остается открытым. Следовательно, круг договорных отношений, регулируемых договором присоединения, следует определять непосредственно в актах гражданского законодательства.

В юридической литературе встречаются утверждения о том, что одной из основных сфер применения договора присоединения являются отношения с монополистами, которые в связи с отсутствием конкуренции навязывают в формуляре свои условия контрагентам.

П о отношению к монополистам, а особенно к естественным монополистам, необходимо применять практику утверждения стандартных договоров на приобретение их товаров или предоставление ими услуг органом, осуществляющим регулирование деятельности субъектов монополии, что позволит уравновесить интересы монополиста и потребителя его товаров, работ или услуг.

Следует обратить внимание на нормы Гражданского и Хозяйственного кодексов Украины в отношении стандартных договоров .

В практике регулирования договорных отношений субъектов хозяйствования в настоящее время достаточно широко используются стандартные формы, так называемые типовые или примерные договора. Стандартные договора, как правило, утверждаются Кабинетом Министров Украины или органами исполнительной власти путем издания нормативно-правовых актов.

В законодательстве Украины до принятия новых кодексов отсутствовало четкое определение стандартных договоров. В новых кодексах определение присутствует, однако понятия стандартного договора и порядок его применения отличаются.

Из смысла статьи 630 Гражданского кодекса Украины следует, что применение или неприменение типового договора для оформления сделки зависит от волеизъявления сторон договора. Исходя из такой позиции, типовой договор является для участников договора рекомендацией по согласованию его отдельных условий.

Иную позицию в этом вопросе занимает Хозяйственный кодекс Украины. Положениями этого кодекса различаются типовой и примерный договора , регулируется порядок их применения.

Так, в статье 179 Хозяйственного кодекса Украины определено, что при заключении хозяйственного договора стороны могут определять текст договора на основе:

— свободного волеизъявления, когда стороны имеют право согласовывать по своему усмотрению любые условия договора, которые не противоречат законодательству;

Примерного договора, рекомендованного органом управления субъектам хозяйствования для использования при заключении ими договоров, когда стороны имеют право по взаимному согласию менять отдельные условия, предусмотренные примерным договором, или дополнять его содержание;

Типового договора, утвержденного Кабинетом Министров Украины, или в случаях, предусмотренных законом, другим органом государственной власти, когда стороны не могут отступать от содержания типового договора, но имеют право конкретизировать его условия;

Договора присоединения, предложенного одной из сторон для других возможных субъектов, когда эти субъекты в случае вступления в договор не имеют права настаивать на изменении его содержания.

Как вид но , кодексы придерживаются диаметрально противоположного порядка применения стандартного договора.

Учитывая несогласованность между нормами кодексов в вопросах договорных отношений, для практического применения положений кодексов важно определить роль каждого кодекса в их регулировании.

По поводу соотношения норм Гражданского и Хозяйственного кодексов Украины в юридической литературе разгорелась яростная полемика.

Мнения ученых относительно соотношения кодексов разделились, в юридической литературе этот вопрос широко дебатируется.

Цивилисты утверждают о верховенстве Гражданского кодекса Украины . О ни считают, что Гражданский кодекс Украины является тем основополагающим нормативным актом, согласно которому производится правовое регулирование всех имущественных отношений товарно-денежного характера, иначе говоря, кодекс является законом и общего действия, и специальным законом, а особенности регулирования имущественных отношений субъектов хозяйствования регулируются Хозяйственным кодексом Украины ( 23 ). А поскольку большую юридическую силу имеет Гражданский кодекс Украины, то в случае коллизии норм кодексов следует руководствоваться законом с большей юридической силой.

Их оппоненты отводят Гражданскому кодексу Украины роль общего закона, а Хозяйственному — роль специального закона, которым определены особенности регулирования отношений в сфере хозяйствования. Сторонники Хозяйственного кодекса Украины считают, что его нормы, как специальные в сфере хозяйственных отношений, являются приоритетными, и только в случае, если в Хозяйственном кодексе Украины отсутствуют определенные положения, отношения должны регулироваться нормами Гражданского кодекса Украины.

Например, А. Бобкова утверждает, что такое соотношение кодексов подтверждается нормами самих кодексов. Так, часть вторая статьи 9 Гражданского кодекса Украины допускает, что законом может быть предусмотрено специальное регулирование имущественных отношений в сфере хозяйствования, а с этой статьей корреспондируется часть вторая статьи 4 Хозяйственного кодекса Украины, согласно которой особенности регулирования имущественных отношений субъектов хозяйствования определяются этим кодексом ( 2 ).

Б олее убедительным выглядит мнение ученых о том, что правоотношения в сфере предпринимательства, а значит, и договорные отношения в этой сфере следует регулировать нормами Хозяйственного кодекса Украины.

П роблема размежевания гражданских правоотношений от отношений в сфере хозяйствования на сегодня является дискуссионной, и должна решаться путем усовершенствования норм обоих кодексов, а также в процессе практического применения их положений.

Обозначьте правильный ответ.

Предмет правового регулирования хозяйственной деятельности состоит:

а ) определенные законодательством Украины основные принципы хозяйствования в Украине, хозяйственные отношения, которые возникают в процессе организации и осуществления неккомерческой хозяйственной деятельности между государственными органами — субьектами хозяйствованиния, потребителями органами внутренних дел, прокуратуры, суда (хозяйского суда), надзор и контроль вышестоящих органов за этой деятельностью с целью получения прибыли.

б ) определенные международными правовыми нормами и законодательством Украины хозяйственные отношения, которые возникают при осуществлении субьектами хозяйствования предпринимательской деятельности, надзор и контроль за этой деятельностью со стороны государства с целью координации рынков товаров и услуг в Украине и их перемещение через таможенную границу.

в ) определенные законодательством Украины основные принципы хозяйствования в Украине, хозяйственные отношения, которые возникают в процессе организации и осуществлении хозяйственной деятельности между субьектами хозяйствования, между субьектами хозяйствования и другими участниками отношений в сфере хозяйствования, надзор и контроль за этой деятельностью со стороны государства с целью устранения незаконности в области хозяйствования, которая может привести к негативным последствиям как для субьектов хозяйствования, предпринимателей и потребителей, так и для экономики Украины в целом.

Правильный ответ — ответ В

Определенные законодательством Украины основные принципы хозяйствования в Украине, хозяйственные отношения, которые возникают в процессе организации и осуществлении хозяйственной деятельности между субьектами хозяйствования, между субьектами хозяйствования и другими участниками отношений в сфере хозяйствования, надзор и контроль за этой деятельностью со стороны государства с целью устранения незаконности в области хозяйствования, которая может привести к негативным последствиям как для субьектов хозяйствования, предпринимателей и потребителей, так и для экономики Украины в целом.

Для государственной регестрации субьекта хозяйствования подаються такие документы:

а ) решение собственника (собственников) имущества или уполномоченного ним (ними) органа в случаях, предусмотренных законом;

б ) нотариально заверенная расписка одного из супругов (в случае пребывания во время регистрации в законном браке) про его согласие на занятие супруга/супруги хозяйственной деятельностью;

в ) учредительные документы, предусмотренные законом для соответствующего вида юридических лиц;

г ) решение Антимонопольного комитета Украины о согласии на создание, реорганизацию (слияние, присоединение) субъектов хозяйствования в случаях, предусмотренных законом;

д ) документ (документы), что удостоверяет уплату основателем (основателями) взноса в уставный фонд субъекта хозяйствование в размере, установленном законом;

е ) почтовый пакет установленного образца как гарантированный взнос своевременной государственной регистрации;

ж ) регистрационная карточка установленного образца;

з ) документ, который удостоверяет уплату средств за государственную регистрацию;

и ) документ, который удостоверяет несудимость и несодержание под стражей на момент создания предприятия.

б) нотариально заверенная расписка одного из супругов (в случае пребывания во время регистрации в законном браке) про его согласие на занятие супруга/супруги хозяйственной деятельностью;

е) почтовый пакет установленного образца как гарантированный взнос своевременной государственной регистрации;

и) документ, который удостоверяет несудимость и несодержание под стражей на момент создания предприятия.

Список использованной литературы

1. Аксенов И. Некоторые проблемы законодательного регулирования предпринимательства. — 1998. -№ 1.

2. Бобкова А.Г. О соотношении ГК и ХК Украины// Юридическая практика. — 2003. — № 30. — с.10

3. Бобкова А.Г. Правовое обеспечение рекреационной деятельности. — Донецк: Юго — Восток, 2000. — 308 с.

4. Васильев А.С., Мучник А.Г. Законодательная защита социальных интересов как способ управления экономикой. — Одесса: Астро Принт, 1999. — Т. 2. — С. 210 — 218.

5. Гайворонский В., Жушман В. Предпринимательство, хозяйсвенная и трудовая деятельность: законодательное регулирование. — 1998. — № 9.

6. Господарський кодекс України. — К.: Істина, 2003.

7. Господарський процесуальний кодекс України // Кодекси України. — К., 1998. — Кн. 1.

8. Грузинський І.М., Кравчук В.М., Пограничний Є.П. Державна реєстація суб»єктів підприємницької діяльності: Наук. — практ. посіб. — Л., 2000.

9. Гуйван П. Стандартный договор и его место в регулировании договорных отношений// Підприємництво, господарство і право. — 2003. — № 9. — с. 10

10. Знаменский Г.Л. Хозяйсвенное законодательство Украины: формирование и перспективы развития. — 1996. — 63 с.

11. Ионов В. Бизнес — право: Учебное пособие. — М.: ПРИОР, 1998.- 112 с.

12. Крат В. Договір приєднання: реалії та перспективи // Підприємництво, господарство і право. — 2003. — 2003. — № 1. — с.50

13. Круглова Н.Ю. Хозяйственное право. — М.: Рус. Деловая лит., 1997. — 608

14. Курбатов А.Я. Сочетание частных и публичных интересов при правовом регулировании предпринимательской деятельности. — М., 2001. — 212 с.

15. Лаптев В.В. Предпринимательское право: понятие и субьекты. — М., 1997.

16. Магазинер Я.М. Советское хозяйственное право. — М., 1928.

17. Мамутов В.К. Правовое регулирование хозяйственной деятельности в смешанной экономике // Экономика — право — государственное регулирование: Сб. научных трудов. — Донецк: ИЗПИ НАН Украины, 1993. — С. 3 — 17.

18. Назаров Ю. Гарантии свободы предпринимательской деятельности в сфере регистрации. — № 1. — С. 22 — 26.

19. Петров И.В. Коммерческое право: Учебник. — СПб.: Изд — во Михайлова В.А., 2001. — с. 656.

20. Подцерковный О.П. Дерегуляция єкономических процессов и изменение режима нормирования расчетніх отношений в Украине. — Одеса: АстроПринт, 1999. — С. 330 — 338.

21. Положення про державну реєстрацію суб»єктів підприємницької діяльності: Затв. Постановою Кабінету Міністрів України від 25.05.98.

22. Саніахметова Н.О. Підприємницьке право. — К., 2003.

23. Підприємницьке право України / За ред. Р. Шишки. — Х., 2000.

24. Цивільне право. Загальна частина: Підр.// Під. ред. Я.М.Шевченко. — К. — 2003. — с.14

25. Шнипко О. Сутність підприємницької діяльності та основні умови розвитку ії в Україні // Підприємництво, господарство і право. — 2002. — № 6.

26. Щербина В. С. Господарське право України. — К., 2003.

27. Шкредов В.Н. Єкономика и право. — М., 1990.

28. Єкономика — право — государственное регулирование. — Донецк: ИЭПИ НАН Украины, 1992.

29. Ющик О.І. Правова реформа: загальне поняття, проблеми здійснення в Україні. — К., 1997. — 201с.

Подобные документы

Противоречия в правовом регулировании предпринимательской деятельности в геодезии и картографии России и пути их преодоления. Характеристика системы хозяйственно-правовых договоров. Реорганизация хозяйственных обществ.

курсовая работа , добавлен 14.09.2006

Понятие и наука хозяйственного права. Классификация, принципы и методы правового регулирования хозяйственных отношений, источники хозяйственного законодательства. Формы государственного воздействия на субъекты хозяйствования в Республике Беларусь.

курс лекций , добавлен 14.12.2011

История развития товариществ как коммерческих организационно-правовых форм, их основные виды. Гражданско-правовое регулирование создания и прекращения деятельности полных товариществ. Правоотношения и ответственность участников полного товарищества.

дипломная работа , добавлен 17.12.2014

Сравнительная характеристика и правовой анализ хозяйственных товариществ и обществ как наиболее универсальных форм объединения и обособления имущества для предпринимательской деятельности. Особенности и виды товариществ и обществ. Аффилированные лица.

реферат , добавлен 03.03.2011

Сущность хозяйственных споров. Защита прав хозяйствующих субъектов. Рассмотрение хозяйственных споров арбитражными судами РФ. Претензионный порядок урегулирования хозяйственных споров. Особенности рассмотрения хозяйственных споров третейскими судами.

презентация , добавлен 04.09.2016

Изучение понятия, сущности, задач хозяйственного права. Хозяйственные правоотношения: понятие и виды. Методы правового регулирования хозяйственных отношений. Досудебный порядок урегулирования хозяйственных споров. Правовое положение частных предприятий.

шпаргалка , добавлен 05.09.2010

Понятие государственного регулирования хозяйственной деятельности, его правовые механизмы и способы. Особенности формирования ответственности в хозяйственных правоотношениях: понятие, виды, функции, основания применения. Сущность и виды санкций.

контрольная работа , добавлен 17.03.2015

Сущность и общая характеристика, отличительные особенности хозяйственных товариществ и хозяйственных обществ. Содержание государственных и муниципальных предприятий, дочерних и зависимых обществ. Правила оформления учредительных документов товарищества.

контрольная работа , добавлен 04.12.2009

Совершенствование правового регулирования деятельности садоводческих товариществ: порядок ведения учёта доходов и расходов, схемы обращения и освобождение от представления государственной статистической отчетности. Доходы и прибыль товариществ.

лекция , добавлен 22.07.2012

Владение, пользование и распоряжение совместной собственностью. Особенности правового регулирования раздела крестьянского имущества и имущественных прав супругов — участников хозяйственных товариществ и обществ. Имущественные отношения бывших супругов.

МЕЖРЕГИОНАЛЬНАЯ АКАДЕМИЯ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ

ИНСТИТУТ МЕЖДУНАРОДНОЙ ЭКОНОМИКИ И ФИНАНСОВ

Индекс группы Е-10-06-БМР (2.3)

Фамилия, имя, отчество студента

Иванцова Наталья Павловна

Домашний адрес г. Белая Церковь

ул. Леваневского д. 18, кв. 155

Наименование организации, должность

Зализничное отделение Проминвестбанка

в г. Киеве, ст. экономист

по дисциплине «Хозяйственное право»

1. Правовое регулирование деятельности хозяйственных товариществ

4.Список использованной литературы

Вопрос 1. Правовое регулирование деятельности хозяйственных товариществ

Отношения в сфере хозяйствования регулируются Конституцией Украины (254к/96-ВР), этим Кодексом, законами Украины, нормативно-правовыми актами Президента Украины и Кабинета Министров Украины, нормативно-правовыми актами других органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также другими нормативными актами.

ОБЛАСТИ И ВИДЫ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1. Особенности правового регулирования хозяйственных отношений определяются в зависимости от сферы общественного производства, в которой складываются эти отношения, особенностей области хозяйствование, вида хозяйственной деятельности, экономической формы результата хозяйственной деятельности, просторную, на котором складываются хозяйственные отношения (внутреннему или внешнему рынку), особенностей субъектов, между которыми возникают хозяйственные отношения.

2. Правовое регулирование хозяйственных отношений осуществляется с учетом общественного разделения труда, который сложился, и объективно существующих областей народного хозяйства.

3. Особенности правового регулирования внешнеэкономического отношения определяются разделом VІІ этого Кодекса.

1. Вид хозяйственной деятельности имеет место в случае объединения ресурсов (оборудование, технологических средств, сырья и материалов, рабочей силы) для создания производства определенной продукции или предоставление услуг. Отдельный вид деятельности может состоять из единого простого процесса или охватывать ряд процессов, любой из которых входит в соответствующую категорию классификации.

2. В правовом регулировании хозяйственной деятельности и в осуществлении государственного управления народным хозяйством должны учитываться особенности осуществления субъектами хозяйствование отдельных видов этой деятельности.

3. Для отнесения субъекта хозяйствование к соответствующей категории учета определяются основные, второстепенные и вспомогательные виды хозяйственной деятельности.

4. С целью обеспечения системы государственного управления народным хозяйством учетно-статистической информацией, которая удовлетворяет потребности участников хозяйственных отношений в объективных данных о состоянии и тенденциях социально-экономического развития, хозяйственные и финансовые взаимосвязи на межгосударственных, государственном, региональном и отраслевом уровнях, а также внедрение международных стандартов в области учета и отчетности и перехода на международную систему учета и статистики Кабинет Министров Украины утверждает мероприятия по развитию национальной статистики Украины и государственной системы классификации технико-экономической и социальной информации.

5. Составной частью государственной системы классификации и кодирование технико-экономической и социальной информации есть классификация видов экономической деятельности (КВЕД), которая утверждается центральным органом исполнительной власти по вопросам стандартизации и имеет статус государственного стандарта.

6. Объектами классификации в КВЕД являются все виды хозяйственной (экономической) деятельности субъектов.

1. Совокупность всех производственных единиц, которые осуществляют преимущественно одинаковые или подобные виды производственной деятельности, составляет область.

2. Общая классификация областей народного хозяйства есть составной частью единой системы классификации и кодирование технико-экономической и статистической информации, которая используется субъектами хозяйствования и другими участниками хозяйственных отношений, а также органами государственной власти и органами местного самоуправления в процессе управления хозяйственной деятельностью.

3. Требования к классификации областей народного хозяйства устанавливаются законом.

1. К сфере материального производства належат области, которые определяются видами деятельности, которые создают, восстанавливают или находят материальные блага (продукцию, энергию, естественные ресурсы), а также продолжают производство в сфере оборота (реализации) путем перемещения, сохранение, сортировка, паковка продукции или других видов деятельности.

2. Все другие виды деятельности в своей совокупности составляют сферу нематериального производства (непроизводственную сферу).

1. Материально-техническое снабжение и сбыт продукции производственно-технического назначения и изделий народного потребления как собственного производства, так и приобретенных у других субъектов хозяйствования, осуществляются субъектами хозяйствования путем поставки, а в случаях, предусмотренных этим Кодексом, также на основе договоров купли-продажи.

2. Законодательством могут быть предусмотренные особенности поставки отдельных видов продукции производственно-технического назначения или изделий народного потребления, а также особый порядок осуществления поставки продукции для государственных потребностей.

3. Основные требования относительно заключения и выполнения договоров поставки устанавливаются этим Кодексом, другими законодательными актами.

1. По договору поставки одна сторона — поставщик обязуется передать (поставить) в обусловленные сроки (срок) второй стороне — покупателю товар (товары), а покупатель обязуется принять указанный товар (товары) и уплатить за него определенную денежную сумму.

2. Договор поставки укладывается на усмотрение сторон или соответственно государственному заказу.

3. Сторонами договора поставки могут быть субъекты хозяйствования, указанные в пунктах 1, 2 части второй статьи 55 этого Кодекса.

Правовое регулирование деятельности хозяйственных обществ — это совокупность юридических норм, регулирующих правовые отношения, которые возникают в процессе деятельности хозяйственных обществ. В правовом регулировании деятельности хозяйственных обществ можно выделить четыре группы правовых норм:

· систему правовых норм, регулирующих способы действия предприятий (внутреннюю организационно-экономическую деятельность) и процессы их организации (создание, реорганизация, ликвидация);

· систему правовых норм, регулирующих правоотношения в процессах производственно-государственной деятельности: при создании продукции и технологии, при развитии производства, при изготовлении продукции и оказании услуг, в маркетинговой деятельности;

· систему норм, регулирующих правоотношение между организациями государственной власти и управления и предприятиями различных организационно-правовых форм;

· систему норм арбитражного рассмотрения хозяйственных споров (нормы арбитражного процессуального права).

Метод правового регулирования — это совокупность способов и приемов регулирования отношений между субъектами.

К диспозитивным относят методы:

· согласования, — то есть субъект правового отношения самостоятельно решает тот или иной вопрос, а при вступлении в правоотношение с другими субъектами правового регулирования вопросы решаются согласованно;

К императивным относят методы:

· обязательных предписаний, — то есть одна сторона правового отношения дает другой стороне предписание, которое обязательно для выполнения;

· запрета, — то есть одна сторона правового отношения запрещает ту или иную деятельность другой стороне.

Принципы правового регулирования — это основополагающие начала, которые распространяются на весь комплекс правовых норм, обеспечивающих регулирование деятельности хозяйственных обществ. Среди принципов правового регулирования выделяют:

· принцип целенаправленности воздействия — на достижение обоюдных интересов в результате хозяйственной деятельности субъекта хозяйственных правоотношений;

· принцип равноправия субъектов хозяйственных правоотношений независимо от уровня, который они занимают в народнохозяйственном комплексе: то есть нормы права, регулирующие их хозяйственные отношения, в равной мере распространяются на всех участников этих отношений;

· принцип экономической свободы и поощрения предпринимательского поведения хозяйственных организаций;

· принцип поощрения добросовестной конкуренции и защиты от монополизма и недобросовестной конкуренции;

· принцип комплексности государственного воздействия на хозяйственные отношения путем сочетания экономических, организационно-административных и политических механизмов, позволяющих целенаправить мотивацию деятельности различных социальных групп (предпринимателей, менеджеров, специалистов, непосредственных участников производственно-хозяйственных процессов — рабочих) на достижение общественно-необходимых хозяйственных результатов;

· принцип законности — в условиях рыночной экономики в основу оценки законности ставится достижение экономической эффективности деятельности в интересах государства и общества без нарушения запретов закона и прав других лиц.

Под источником правового регулирования понимается государственная воля, выраженная в акте компетентного государственного органа. Этими актами в правовом регулировании хозяйственной деятельности предприятий являются:

1) Конституция РФ — главный источник всей системы права;

3) Федеральные Законы РФ

4) Указы Президента РФ, издаваемые в дополнение или развитие законов, при наличии в них пробелов и при необходимости оперативного установления правовых норм;

5) Постановления Правительства РФ, издаваемые в пределах его компетенции в развитии и исполнении законов;

6) акты министерств и ведомств, направленные на исполнение законов, Указов Президента РФ и Постановлений Правительства РФ;

7) акты региональных органов власти и управления, издаваемые в пределах их компетенции, в соответствии с разграничением полномочий между Российской Федерацией и субъектами;

8) акты местных органов власти и управления, имеющие хозяйственно-правовое содержание. Максимов И.М. Правовое регулирование хозяйственной деятельности. Учебное пособие. — Тамбов: Изд. ТГТУ 2002. С. 13-15

Иерархия всех нормативных актов регулирующих деятельность хозяйственных обществ, возглавляется Конституцией Российской Федерации Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 г. (с учетом поправок от 30.12.2008 N 6-ФКЗ и от 30.12.2008 N 7-ФКЗ) // «Российская газета», N 7, 21.01.2009.. Основной закон страны гарантирует гражданам право на объединении (ст.30), право частной собственности (ст.35), право обжаловать действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления и должностных лиц (ст.46). Управление в акционерном обществе: Учебное пособие // Авторский коллектив Allpravo.Ru — 2006.

В Гражданском Кодексе РФ второй параграф четвертой главы посвящен хозяйственным товариществам и обществам. В нем даются основные положения о хозяйственных обществах, права и обязанности участников хозяйственных обществ, преобразование хозяйственных обществ. Так же, в нем раскрываются правовые положения каждого отдельного вида хозяйственных обществ (акционерные общества, общества с ограниченной и дополнительной ответственностью).

Федеральные законы определяют особенности правового положения хозяйственных обществ в указанных сферах деятельности, и носят специальный характер правового регулирования деятельности хозяйственных обществ. Основными Федеральными законами, регулирующими деятельность хозяйственных обществ, являются: ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» и ФЗ «Об акционерных обществах».

Система правового регулирования деятельности всех коммерческих организаций складывается из законодательных, иных правовых актов и внутренних документов, принимаемых самой организацией в рамках локального нормотворчества. Законодательство, в широком смысле слова, как совокупность не только федеральных законов, но и всех правовых актов различных отраслей, в условиях рыночной экономики не может обеспечить достаточную полноту правового регулирования деятельности хозяйственных обществ.

Законодательство составляет ту основу, которая определяет правовое положение субъекта хозяйственных обществ и формирует основные принципы правового регулирования поведения участников соответствующих отношений: органов управления и акционеров (участников), работодателя и работников, а также разграничивает предмет правового регулирования законодательных норм и норм внутренних документов, устанавливает пределы самостоятельного усмотрения, в рамках которого может развиваться локальное нормотворчество коммерческой организации.

Принятие отдельных внутренних документов прямо предусмотрено законодательством. Другая часть создается по усмотрению самих хозяйственных обществ, в зависимости от сферы и масштаба их предпринимательской деятельности, состава участников, особенностей производственно-хозяйственной структуры организации, территориального расположения ее структурных подразделений, обычаев делового оборота и просто опыта, традиций взаимоотношений коллектива и руководства, акционеров (участников) и менеджеров Д. М. Сорк. Правовое регулирование хозяйственной деятельности // Д.М. Сорк, Е. Н. Белоусов, Е. А. Лисовская, Н. Г. Заморенова. М.: Академия, 2011. С. 47. .

До вступления в силу федеральных законов о хозяйственных обществах документы, принимаемые предприятием (организацией), регулирующие его внутреннюю деятельность, именовались локальными нормативными актами. В большей степени они касались социально-трудовой сферы, хотя не исключалось и иное (положения о структурных подразделениях, стандарты предприятия). С принятием Федерального закона «Об акционерных обществах» появилось новое понятие — внутренние документы, предметом правового регулирования которых являются в основном организация и деятельность органов управления и контроля акционерного общества, хотя иное также не исключается: возможны к утверждению положения о филиалах, о фондах и резервах, о выплате дивидендов, о реализации преимущественного права акционеров ЗАО на приобретение акций, продаваемых другими акционерами и прочие. После внимательного анализа сущности категорий «локальные нормативные акты» и «внутренние документы» организации мы приходим к выводу, что они имеют единую правовую природу и различие этих терминов определяется предметом регулируемых отношений, а скорее даже привычкой именовать документы, принимаемые в сфере трудовых отношений, локальными нормативными актами, а в сфере корпоративных отношений — внутренними документами. Поскольку сущность локальных нормативных актов и внутренних документов полностью совпадает, появление нового термина — «внутренние документы», на мой взгляд, не исключает использование традиционной категории — «локальные нормативные акты», и указанные понятия можно использовать как равнозначные.

В заключение хотелось бы отметить, что для каждой современной коммерческой организации, независимо от ее организационно-правовой формы и сферы предпринимательской деятельности, важнейшее значение имеет создание собственной корпоративной культуры — совокупности ценностей, принципов и правил деятельности, которые бы разделялись всеми работниками, администрацией, органами управления организации. В создании и поддержании корпоративной культуры организации существенное значение имеет локальное нормотворчество, которое складывается на основе правового регулирования деятельности организации. Любой хозяйствующий субъект осуществляет свою деятельность в правовых рамках. Более того, сам правовой статус и соответствующие данному статусу права и обязанности — это опять же сфера действия норм права. Законодательство Российской Федерации определяет ряд норм, регулирующих статус, правовое положение, организационно-правовую форму хозяйственных обществ, а так же права и обязанности субъектов хозяйственных правоотношений.

Образуется товарищество складочным капиталом, который разделяется на доли. Так хозяйственные товарищества действует на основании только учредительного документа, где закрепляется разделение на доли.

В хозяйственном товариществе требуется возникновения учредительного договора, поскольку система органов управления простая, поскольку создание специальных контрольных и исполнительных органов нет необходимости.

Так в полном товариществе учредительным документом является учредительный договор.

Предпринимательскую деятельность полные товарищества, имеют право вести от имени товарищества, то есть являться его органом.

Соответственно в учредительном договоре могут указываться и другие органы товарищества.

  • — во первых предпринимательскую деятельность может осуществляться совместно. Так как при заключении любой сделки требуется единогласное решение всех товарищей.
  • — во вторых само ведение предпринимательской деятельности может быть возложена на определенного товарища. Поскольку остальные будут иметь право на заключение сделки только при наличии доверенности от уполномоченных товарищей. При этом стоит обратить внимание, что такая доверенность может быть выдана только вкладчикам (в коммандите) либо полным товарищам, а не третьим лицам.

Полное товарищество имеет право любой вести предпринимательскую деятельность от самого имени товарищества, тогда соответственно товарищ должен иметь статус индивидуального предпринимателя, то есть физическое лицо должен быть юридическим лицом коммерческого типа либо индивидуальным предпринимателем.

  • — сведенья о содержании фирменного наименования и нахождения места товарищества;
  • — порядок и условия распределения прибыли и убытков между участниками;
  • — деятельность порядка управления товариществом;
  • — порядок самой процедуры выхода учредителей из его состава;
  • — условия о составе и размере складочного капитала;
  • — порядок и размер изменения каждого из участников долей в складочном капитале;
  • — срок, размер, состав и порядок внесения им вкладов;
  • — ответственность участников за нарушение обязанностей по внесению вкладов.

Коммандитное товарищество действует и создается на основании учредительного договора.

В коммандитном товариществе вкладчиками могут быть любые субъекты, кому это не запрещено законом. Пункт 6 статьи 66 Гражданского кодекса Российской Федерации устанавливает запрет на государственные органы и органы местного местного самоуправления, которые не вправе участвовать от своего имени в хозяйственных товариществах. Особенность правового положения коммандитистов в том что:

  • — во первых, не участвуют в деятельности товарищества и не отвечают по его обязательствам;
  • — во вторых участие в их товариществе могут не раскрываться.

Так в учредительном договоре определяются:

  • — сведенья содержащие место нахождения и фирменное наименование товарищества;
  • — условия складочного капитала размер и состав товарищества;
  • -размер и порядок изменения каждого из полных товарищей долей в складочном капитале;
  • — порядок, размер, состав, срок внесения ими вкладов;
  • — ответственность за нарушение обязанностей по внесению вкладов;
  • — вносимые вкладчиком совокупность размер вклада.

Таким образом, участие субъекта допускается анонимно в качестве коммандитистов на вере.

Соответственно, что в полном товариществе учредительным договор подписывается всеми его участниками, а в коммандитном товариществе всеми полными товариществами.