Презентация на тему Информационная безопасность. Методы защиты информации. Презентация на тему защита информации Скачать презентацию информационная безопасность

Начала информационной безопасности. Документированная информация. Общедоступная. Ограниченного доступа. Государственная тайна. Коммерческая тайна. Служебная тайна. Иная тайна. Персональные данные. Профессиональная тайна. Банковская тайна. Нотариальная тайна. Процессуальные тайны. Врачебная тайна. Адвокатская тайна. Тайна страхования. Тайна связи. Тайна усыновления. Тайна исповеди. Укрупненный план организационных мероприятий, направленных на обеспечение информационной безопасности (Что? Установление перечня сведений, которые следует отнести к категории «тайна». Определение круга лиц, допускаемых к работе с информацией ограниченного доступа. — Безопасность информации.ppt

Информационная безопасность

Защита информации. Обеспечение безопасности информации. Постоянное повышение роли информации. Потенциально возможное событие. Классификация угроз информации. Естественные угрозы. Искусственные угрозы. Воздействие сильных магнитных полей. Ошибки в работе аппаратуры. Разглашение. Преднамеренные (умышленные) угрозы. Вывод из строя подсистем. Вскрытие шифров криптозащиты. Несанкционированный доступ к информации. Несанкционированный доступ. Особенности НСД. Необходимость обеспечения юридической значимости. Электромагнитные излучения. Утечка информации. Несанкционированная модификация структур. — Информационная безопасность.ppt

Безопасность и защита информации

Информатика, право, общество и Интернет. Система и информатика. Правовая информация. Основные свойства правовой информации. Информация. Правовая система. Методы получения и актуализации информации. Правовая информация, система и информатика. Воспитательная роль правовой информатики. Криптология. Взлом шифра. Криптографическое преобразование. Информационная безопасность. Основные виды угроз для компьютерных систем. Меры по безопасности информационных систем. Политика безопасности. Обеспечение информационной безопасности личности. Цель информационного противоборства в современном мире. — Безопасность и защита информации.ppt

Аспекты информационной безопасности

Гуманитарные аспекты информационной безопасности. Информационная безопасность. Гуманитарный аспект. Комплексная проблема. Гуманитарные проблемы информационной безопасности. Место и роль. Стратегия развития информационного общества. Технология образовательного процесса. Семинары в Середниково. Формирование культуры информационного общества. Культура информационной безопасности. Система ценностей. Индустрия. Вектор развития. Общество. Образование. Многонациональное образование. Сохранение национальной культуры. Наследие Чингисхана. — Аспекты информационной безопасности.ppt

Проблема информационной безопасности

Информационная безопасность. Понятие информационной безопасности. Проблемы информационной безопасности. Компьютерная преступность. Глобальное исследование. Угрозы информационной безопасности. Свойства информации. Примеры реализации угрозы. Угрозы нарушения целостности данных. Вредоносное программное обеспечение. Защита информации. Примеры реализации угрозы отказа в доступе. Понятие атаки на информационную систему. Классификация атак. Классификация сетевых атак. Сетевые атаки. Передаваемые сообщения. Модификация потока данных. Создание ложного потока. Повторное использование. — Проблема информационной безопасности.ppt

Основы информационной безопасности

Основы информационной безопасности. Основные документы. Основные законы. Понятие «информационная безопасность». Государственная политика. Информационная война. Национальные интересы. СМИ. Угрозы информационной безопасности. Объекты защиты информации. Конфиденциальность информации. Целостность информации. Доступность информации. Аппаратно-программные средства. Угрозы проникновения. Противодействие техническим средствам разведки. Способы реализации угроз информационной безопасности. Угрозы раскрытия параметров системы. Угроза нарушения конфиденциальности. Угроза отказа доступа. — Основы информационной безопасности.ppt

Обеспечение информационной безопасности

Информационная безопасность. Динамика изменений информационной среды. Информационное общество и образование. Структура «параллельной школы». Параллельная школа. Цветные гравюры. Еженедельные приложения. Добродетельная гейша. Перспективы современного образования. Требования к образованию. Медиакультура. Медиаобразование в современной образовательной среде. Пути формирования медиакультуры в школе. Школьные СМИ. Техническая оснащенность. Школьная пресса. Региональный центр медиаобразования. Школьное телевидение. Цели формирования медиакультуры. — Обеспечение информационной безопасности.ppt

Правовые основы информационной безопасности

Основы информационной безопасности. Информационная безопасность. Меры по обеспечению информационной безопасности. Правовые основы информационной безопасности. Федеральный закон. Деяния, приводящие к повреждению или уничтожению информации. О персональных данных. Уголовный кодекс Российской Федерации. Неправомерный доступ к охраняемой законом компьютерной информации. Создание программ для ЭВМ. Нарушение правил эксплуатации ЭВМ. Наказания за создание вредоносных программ. Знаменитые хакеры. Основы лицензионной политики. Виды ПО. Коммерческое ПО. Пробные версии программ. — Правовые основы информационной безопасности.ppt

Концепция информационной безопасности

Информационная безопасность. Совокупность мер по защите информационной среды. Информационные угрозы. Каналы. Как можно сохранить информацию. Соблюдение режима. Коммерческое программное обеспечение. Программное обеспечение. Интернет. Безопасность. Контрольные вопросы. — Концепция информационной безопасности.ppsx

Компьютерная безопасность

Теоретические основы компьютерной безопасности. Распространение и передача презентации третьим лицам запрещается. Специальность обучения: «Компьютерная безопасность», 5 курс. Лекция 1.1 Содержание и основные понятия компьютерной безопасности. Лекция 1.2 Угрозы безопасности в компьютерных системах. Лекция 1.3 Политика и модели безопасности в компьютерных системах. Общая характеристика специальности 075200 «Компьютерная безопасность». ОПД ГОС 075200 «Компьютерная безопасность». Программа курса. 1. Исходные положения теории компьютерной безопасности. 2. Модели безопасности компьютерных систем. — Компьютерная безопасность.ppt

Безопасность персональных данных

Обеспечение безопасности персональных данных. С чего все началось. Нормативная база по защите ПД. Законодательство о персональных данных. Подзаконные нормативные акты Правительства РФ. Подзаконные нормативные акты ведомств. Методические документы ФСТЭК («ДСП»). Методические документы ФСБ. Полный перечень нормативных правовых актов. Государственные органы. Роскомнадзор. ФЗ «О персональных данных». Определил понятие ПД, выделил специальные категории ПД. Персональные данные — любая информация. Конфиденциальность персональных данных. Информационные системы подразделяются на типовые и специальные. — Безопасность персональных данных.ppt

Класс ИСПДн

Методология определения класса ИСПДн. Этапы проведения классификации. Исходные данные. Категории персональных данных. Законодательство. Персональные данные. Биометрические персональные данные. Персональные данные субъектов. Типы информационных систем. Структура информационных систем. Технические средства. Классы информационных систем. Таблица для определения класса. Таблица-подсказка. Результаты классификации информационных систем. — Класс ИСПДн.PPTX

Компьютерные преступления

Компьютерные преступления. Понятие. Во многих странах мира возрос рост компьютерных преступлений. Несмотря на принятие ряда специфических мер, число подобных преступлений не уменьшается. Часто вмешательство наносит непоправимые имущественные потери. Правовая охрана программ и баз данных. Защита информации. Защита от несанкционированного доступа к информации. Для защиты от несанкционированного доступа к данным, хранящимся на компьютере, используются пароли. — Компьютерные преступления.ppt

Хакерство

Хакерство. Роль информации. Группа людей. Деятельности хакерского движения. Опрос пользователей. Деятельность хакеров. Значение термина «хакер». Зарождение и развитие хакерства. Операция Sundevil. Течения хакерского движения. Джастин Питерсен. Вирусописатели. Кибершпионы. Десять самых разыскиваемых хакеров в истории. Кевин Митник. Хакеры в нашей стране. Владимир Левин. Мотивы деятельности хакеров. Положительные аспекты хакерства. «Белые» хакеры. Ричард Столлмэн. Марк Цукерберг. Хакеры полезны. Обобщающий характер. Антивирус. Перспектива на будущее. —

Проблема информационной безопасности личности, общества и государства. Правовое регулирование проблем, связанных с информацией и компьютерами. Проблема информационной безопасности личности, общества и государства.

  • По мере продвижения к информационному обществу все более острой становится проблема защиты права личности, общества и государства на конфиденциальность определенных видов информации. Уже сегодня в странах, в которых в массовом порядке используются компьютерные сети, предпринимаются огромные усилия по охране информации. каждый человек, доверяющий информацию о себе государственному органу или фирме, вправе рассчитывать на то, что она не будет разглашена или использована ему во вред.
  • В России в 2000 г. принята Доктрина информационной безопасности РФ .
  • все виды информационных ресурсов;
  • права граждан, юридических лиц и государства на получение, распространение и использование информации, защиту информации и интеллектуальной собственности;
  • система информирования, распространения и использования информационных ресурсов, включающая в себя информационные системы различного класса и назначения, библиотеки, архивы, базы и банки данных и др.
  • информационная инфраструктура, включающая центры обработки и анализа информации, каналы информационного обмена и телекоммуникации и др.
  • система формирования общественного сознания, базирующая на средствах массовой информации и пропаганды.
  • а) соблюдение конституционных прав и свобод человека и гражданина в области получения информации и ее использования, обеспечение духовного становления России, сохранение и укрепление ценностей общества;
  • б) информационное обеспечение государственной политики РФ, связанное с доведением до российской и международной общественности достоверной информации о государственной политике РФ;
  • в) развитие современных информационных технологий общественной индустрии информации;
  • г) защита информационных ресурсов от несанкционированного доступа, обеспечение безопасности информационных и телекоммуникационных систем.
  • В доктрине формулируются методы обеспечения информационной безопасности страны, включая правовые, организационно-технические и экономические, а также особенности обеспечения информационной безопасности РФ в различных сферах общественной жизни: экономической, политической, в сфере обороны, науки и техники и др.
  • Одной из важнейших проблем в обсуждаемой сфере доктрина объявляет проблему информационного неравенства .
  • появилась тенденция разделения образовательных учреждений на элитные и массовые с соответствующей разницей в ресурсном обеспечении;
  • велико различие уровней доходов семей учащихся;
  • значителен разрыв в размерах финансового обеспечения образовательных учреждений в различных регионах страны.
  • неправомерный доступ к компьютерной информации;
  • создание, использование и распространение вредоносных программ для ЭВМ;
  • умышленное нарушение правил эксплуатации ЭВМ и их сетей.

Описание презентации по отдельным слайдам:

Описание слайда:

Описание слайда:

Под информационной безопасностью понимается защищенность информационной системы от случайного или преднамеренного вмешательства, наносящего ущерб владельцам или пользователям информации. *

Описание слайда:

На практике важнейшими являются три аспекта информационной безопасности: доступность (возможность за разумное время получить требуемую информационную услугу); целостность (актуальность и непротиворечивость информации, ее защищенность от разрушения и несанкционированного изменения); конфиденциальность (защита от несанкционированного прочтения). *

Описание слайда:

Описание слайда:

Методами обеспечения защиты информации в организации являются: Препятствие – метод физического преграждения пути злоумышленнику к защищаемой информации (сигнализация, замки и т.д.). *

Описание слайда:

Управление доступом – метод защиты информации, связанный с регулированием использования всех ресурсов информационной системы. УД включает следующие функции защиты: идентификацию сотрудников и ресурсов информационной системы; аутентификацию (установления подлинности) объекта по предъявленному им идентификатору (имени). Как правило, к таким средствам относятся пароли; проверку полномочий — авторизация пользователей; *

Описание слайда:

Маскировка – метод защиты информации в информационной системе организации путем ее криптографического закрытия. Регламентация – метод защиты информации, создающий определенные условия автоматизированной обработки, хранения и передачи информации, при которых возможность несанкционированного доступа к ней (сетевых атак) сводилась бы к минимуму. *

Описание слайда:

Принуждение – метод защиты, при котором пользователи системы вынуждены соблюдать правила обработки, передачи и использования защищаемой информации под угрозой материальной, административной и уголовной ответственности. Побуждение – метод защиты информации, который мотивирует сотрудников не нарушать установленные правила за счет соблюдения сложившихся моральных и этических норм. *

Описание слайда:

Средства защиты информации Основными средствами защиты являются: физические, аппаратные, программные, аппаратно-программные, криптографические, организационные, законодательные и морально-этические. Физические средства защиты предназначены для внешней охраны территории объектов и защиты компонентов информационной системы организации. Аппаратные средства защиты – это устройства, встроенные в блоки информационной системы (сервера, компьютеры и т.д.). Они предназначены для внутренней защиты элементов вычислительной техники и средств связи Программные средства защиты предназначены для выполнения функций защиты информационной системы с помощью программных средств (Антивирусная защита, Межсетевые экраны и т.д.) Аппаратно-программные средства защиты. *

Описание слайда:

Криптографические средства – средства защиты информации, связанные с применением инструментов шифрования. Организационные средства – мероприятия регламентирующие поведение сотрудника организации. Законодательные средства – правовые акты, которые регламентирующие правила использования, обработки и передачи информации и устанавливающие меры ответственности. Морально-этические средства – правила и нормы поведения сотрудников в коллективе. *

Описание слайда:

Описание слайда:

можно разбить на пять групп: Системы идентификации (распознавания) и аутентификации (проверки подлинности) пользователей. Системы шифрования дисковых данных. Системы шифрования данных, передаваемых по сетям. Системы аутентификации электронных данных. Средства управления криптографическими ключами. *

Описание слайда:

1. Системы идентификации (распознавания) и аутентификации (проверки подлинности) пользователей. Применяются для ограничения доступа случайных и незаконных пользователей к ресурсам компьютерной системы. Общий алгоритм работы заключается в полчении от пользователя информацию, удостоверяющую его личность, проверить ее подлинность и затем предоставить (или не предоставить) этому пользователю возможность работы с системой. *

Описание слайда:

Выделяют следующие типы: секретная информация, которой обладает пользователь (пароль, секретный ключ, персональный идентификатор и т.п.); пользователь должен запомнить эту информацию или же для нее могут быть применены специальные средства хранения; физиологические параметры человека (отпечатки пальцев, рисунок радужной оболочки глаза и т.п.) или особенности поведения (особенности работы на клавиатуре и т.п.). Системы, основанные на первом типе информации, считаются традиционными. Системы, использующие второй тип информации, называют биометрическими. *

Описание слайда:

2. Системы шифрования дисковых данных Чтобы сделать информацию бесполезной для противника, используется совокупность методов преобразования данных, называемая криптографией [от греч. kryptos — скрытый и grapho — пишу]. Системы шифрования могут осуществлять криптографические преобразования данных на уровне файлов или на уровне дисков. К программам первого типа можно отнести архиваторы типа ARJ и RAR, которые позволяют использовать криптографические методы для защиты архивных файлов. Примером систем второго типа может служить программа шифрования Diskreet, входящая в состав популярного программного пакета Norton Utilities, Best Crypt. *

Описание слайда:

Большинство систем, предлагающих установить пароль на документ, не шифрует информацию, а только обеспечивает запрос пароля при доступе к документу. К таким системам относится MS Office, 1C и многие другие. *

Описание слайда:

3. Системы шифрования данных, передаваемых по сетям Различают два основных способа шифрования: канальное шифрование Оконечное (абонентское) шифрование. *

Описание слайда:

В случае канального шифрования защищается вся информация, передаваемая по каналу связи, включая служебную. Этот способ шифрования обладает следующим достоинством — встраивание процедур шифрования на канальный уровень позволяет использовать аппаратные средства, что способствует повышению производительности системы. Однако у данного подхода имеются и существенные недостатки: шифрование служебных данных осложняет механизм маршрутизации сетевых пакетов и требует расшифрования данных в устройствах промежуточной коммуникации (шлюзах, ретрансляторах и т.п.); шифрование служебной информации может привести к появлению статистических закономерностей в шифрованных данных, что влияет на надежность защиты и накладывает ограничения на использование криптографических алгоритмов. *

Описание слайда:

Оконечное (абонентское) шифрование позволяет обеспечить конфиденциальность данных, передаваемых между двумя абонентами. В этом случае защищается только содержание сообщений, вся служебная информация остается открытой. Недостатком является возможность анализировать информацию о структуре обмена сообщениями, например об отправителе и получателе, о времени и условиях передачи данных, а также об объеме передаваемых данных. *

Описание слайда:

4. Системы аутентификации электронных данных При обмене данными по сетям возникает проблема аутентификации автора документа и самого документа, т.е. установление подлинности автора и проверка отсутствия изменений в полученном документе. Для аутентификации данных применяют код аутентификации сообщения (имитовставку) или электронную подпись. Имитовставка вырабатывается из открытых данных посредством специального преобразования шифрования с использованием секретного ключа и передается по каналу связи в конце зашифрованных данных. Имитовставка проверяется получателем, владеющим секретным ключом, путем повторения процедуры, выполненной ранее отправителем, над полученными открытыми данными. Электронная цифровая подпись представляет собой относительно небольшое количество дополнительной аутентифицирующей информации, передаваемой вместе с подписываемым текстом. Отправитель формирует цифровую подпись, используя секретный ключ отправителя. Получатель проверяет подпись, используя открытый ключ отправителя. Таким образом, для реализации имитовставки используются принципы симметричного шифрования, а для реализации электронной подписи — асимметричного. Подробнее эти две системы шифрования будем изучать позже. *

Описание слайда:

5. Средства управления криптографическими ключами Безопасность любой криптосистемы определяется используемыми криптографическими ключами. В случае ненадежного управления ключами злоумышленник может завладеть ключевой информацией и получить полный доступ ко всей информации в системе или сети. Различают следующие виды функций управления ключами: генерация, хранение, и распределение ключей. Способы генерации ключей для симметричных и асимметричных криптосистем различны. Для генерации ключей симметричных криптосистем используются аппаратные и программные средства генерации случайных чисел. Генерация ключей для асимметричных криптосистем более сложна, так как ключи должны обладать определенными математическими свойствами. Подробнее на этом вопросе остановимся при изучении симметричных и асимметричных криптосистем. Функция хранения предполагает организацию безопасного хранения, учета и удаления ключевой информации. Для обеспечения безопасного хранения ключей применяют их шифрование с помощью других ключей. Такой подход приводит к концепции иерархии ключей. В иерархию ключей обычно входит главный ключ (т.е. мастер-ключ), ключ шифрования ключей и ключ шифрования данных. Следует отметить, что генерация и хранение мастер-ключа является критическим вопросом криптозащиты. Распределение — самый ответственный процесс в управлении ключами. Этот процесс должен гарантировать скрытность распределяемых ключей, а также быть оперативным и точным. Между пользователями сети ключи распределяют двумя способами: с помощью прямого обмена сеансовыми ключами; используя один или несколько центров распределения ключей. *

Описание слайда:

Перечень документов О ГОСУДАРСТВЕННОЙ ТАЙНЕ. Закон Российской Федерации от 21 июля 1993 года № 5485-1 (в ред. Федерального закона от 6 октября 1997 года № 131-ФЗ). ОБ ИНФОРМАЦИИ, ИНФОРМАТИЗАЦИИ И ЗАЩИТЕ ИНФОРМАЦИИ. Федеральный закон Российской Федерации от 20 февраля 1995 года № 24-ФЗ. Принят Государственной Думой 25 января 1995 года. О ПРАВОВОЙ ОХРАНЕ ПРОГРАММ ДЛЯ ЭЛЕКТРОННЫХ ВЫЧИСЛИТЕЛЬНЫХ МАШИН И БАЗ ДАННЫХ. Закон Российской Федерации от 23 февраля 1992 года № 3524-1. ОБ ЭЛЕКТРОННОЙ ЦИФРОВОЙ ПОДПИСИ. Федеральный закон Российской Федерации от 10 января 2002 года № 1-ФЗ. ОБ АВТОРСКОМ ПРАВЕ И СМЕЖНЫХ ПРАВАХ. Закон Российской Федерации от 9 июля 1993 года № 5351-1. О ФЕДЕРАЛЬНЫХ ОРГАНАХ ПРАВИТЕЛЬСТВЕННОЙ СВЯЗИ И ИНФОРМАЦИИ. Закон Российской Федерации (в ред. Указа Президента РФ от 24.12.1993 № 2288; Федерального закона от 07.11.2000 № 135-ФЗ. Положение об аккредитации испытательных лабораторий и органов по сертификации средств защиты информации по требованиям безопасности информации / Государственная техническая комиссия при Президенте Российской Федерации. Инструкция о порядке маркирования сертификатов соответствия, их копий и сертификационных средств защиты информации / Государственная техническая комиссия при Президенте Российской Федерации. *

Описание слайда:

Положение по аттестации объектов информатизации по требованиям безопасности информации / Государственная техническая комиссия при Президенте Российской Федерации. Положение о сертификации средств защиты информации по требованиям безопасности информации: с дополнениями в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июня 1995 года № 608 «О сертификации средств защиты информации» / Государственная техническая комиссия при Президенте Российской Федерации. Положение о государственном лицензировании деятельности в области защиты информации / Государственная техническая комиссия при Президенте Российской Федерации. Автоматизированные системы. Защита от несанкционированного доступа к информации. Классификация автоматизированных систем и требования по защите информации: Руководящий документ / Государственная техническая комиссия при Президенте Российской Федерации. Концепция защиты средств вычислительной техники и автоматизированных систем от несанкционированного доступа к информации: Руководящий документ / Государственная техническая комиссия при Президенте Российской Федерации. Средства вычислительной техники. Межсетевые экраны. Защита от несанкционированного доступа к информации. Показатели защищенности от несанкционированного доступа к информации: Руководящий документ / Государственная техническая комиссия при Президенте Российской Федерации. Средства вычислительной техники. Защита от несанкционированного доступа к информации. Показатели защищенности от несанкционированного доступа к информации: Руководящий документ / Государственная техническая комиссия при Президенте Российской Федерации. Защита информации. Специальные защитные знаки. Классификация и общие требования: Руководящий документ / Государственная техническая комиссия при Президенте Российской Федерации. Защита от несанкционированного доступа к информации. Термины и определения: Руководящий документ / Государственная техническая комиссия при Президенте Российской Федерации. *

Описание слайда:

Использованные ресурсы http://univer-nn.ru/ib/metodi-bezopasnosti.php http://protect.htmlweb.ru/p01.htm http://blog.cntiprogress.ru/tag/informacionnaya-bezopasnost/ *

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Подписи к слайдам:

Подготовила Преподаватель ПУ-197 Бондаренко Л.В. Информационная безопасность

Информационные преступления и информационная безопасность Жизненно важной для общества становится проблема информационной безопасности действующих систем хранения, передачи и обработки информации. Потери от хищения или повреждения компьютерных данных составляют более 100 млн. долларов в год Более 80 % компьютерных преступлений осуществляется через глобальную сеть Интернет Каждые 20 секунд в США происходит преступление с использованием программных средств

Информационная среда – это совокупность условий, средств и методов на базе компьютерных систем, предназначенных для создания и использования информационных ресурсов Информационная безопасность – совокупность мер по защите информационной среды общества и человека.

Цели обеспечения информационной безопасности Защита национальных интересов Обеспечение человека и общества достоверной и полной информацией Правовая защита человека и общества при получении, распространении и использовании информации.

Виды компьютерных преступлений: Несанкционированный (неправомерный) доступ к информации. Нарушение работоспособности компьютерной системы Подделка (искажение или изменение), т.е. нарушение целостности компьютерной информации. Информация – объект преступления Компьютер – инструмент для совершения преступления

Меры обеспечения информационной безопасности «Защищенная система» — это информационная система, обеспечивающая безопасность обрабатываемой информации и поддерживающая свою работоспособность в условиях воздействия на нее заданного множества угроз. Стандарты информационной безопасности: Россия – документы Гостехкомиссии США – «Оранжевая книга» «Единые критерии безопасности информационных технологий» В 1996 году в России впервые в уголовный кодекс был внесен раздел «Преступления в сфере компьютерной информации» К защите информации относится также и осуществление авторских и имущественных прав на интеллектуальную собственность, каковым является программное обеспечение.

ВНЕШНИЕ ФАКТОРЫ Информационные угрозы ВНУТРЕННИЕ ФАКТОРЫ

политика стран, противодействующая доступу к мировым достижениям в области информационных технологий «информационная война», нарушающая функционирование информационной среды в стране преступная деятельность, направленная против национальных интересов К источникам основных внешних угроз для России относятся

отставание от ведущих стран мира по уровню информатизации снижение уровня образованности граждан, препятствующее работе в информационной среде К источникам основных внутренних угроз для России относятся технологическое отставание электронной промышленности в области производства информационной и телекоммуникационной техники

ПРЕДНАМЕРЕННЫЕ Информационные угрозы СЛУЧАЙНЫЕ

ПРЕДМАРЕННЫЕ УГРОЗЫ хищение информации, уничтожение информации; 1 физическое воздействие на аппаратуру: внесение изменений в аппаратуру, подключение к каналам связи, порча или уничтожение носителей, преднамеренное воздействие магнитным полем. 2 3 распространение компьютерных вирусов

Преднамеренные угрозы в компьютерных системах могут осуществляться через каналы доступа к информации 1 компьютерное рабочее место служащего 2 компьютерное рабочее место администратора компьютерной системы 3 4 внешние носители информации (диски, ленты, бумажные носители) внешние каналы связи

Наиболее серьезная угроза исходит от компьютерных вирусов. Каждый день появляется до 300 новых вирусов. Вирусы не признают государственных границ, распространяясь по всему миру за считанные часы. Ущерб от компьютерных вирусов может быть разнообразным, начиная от посторонних надписей, возникающих на экране монитора, и заканчивая хищением и удалением информации, находящейся на зараженном компьютере. Причем это могут быть как системные файлы операционной среды, так и офисные, бухгалтерские и другие документы, представляющие для пользователя определенную ценность. Финансовый ущерб от вирусов в 2003 году, по предварительным оценкам, достиг 12 миллиардов долларов.

Среди вредоносных программ особое место занимают « троянские кони», которые могут быть незаметно для владельца установлены и запущены на его компьютере. Различные варианты «троянских коней» делают возможным просмотр содержимого экрана, перехват вводимых с клавиатуры команд, кражу и изменение паролей и файлов и т. п.

Все чаще причиной информационных «диверсий» называют Интернет. Это связано с расширением спектра услуг и электронных сделок, осуществляемых через Интернет. Все чаще вместе с электронной почтой, бесплатными программами, компьютерными играми приходят и компьютерные вирусы.

В 2003 году произошли две глобальные эпидемии, крупнейшие за всю историю Сети. Примечательно, что причиной эпидемий стали не классические почтовые черви, а их сетевые модификации — черви, распространяющиеся в виде сетевых пакетов данных. Они стали лидерами в рейтинге вредоносных программ

Доля «сетевых червей» в общей массе подобных программ, появившихся, например, в 2003 году, превышает 85 %, доля вирусов — 9,84 %, на троянские программы пришлось 4,87 %.

В последнее время среди распространенных компьютерных угроз стали фигурировать сетевые атаки. Атаки злоумышленников имеют целью выведение из строя определенных узлов компьютерной сети. Эти атаки получили название «отказ в обслуживании». Выведение из строя некоторых узлов сети даже на ограниченное время может привести к очень серьезным последствиям.

СЛУЧАЙНЫЕ УГРОЗЫ ошибки пользователя компьютера 1 отказы и сбои аппаратуры, в том числе помехи и искажения сигналов на линиях связи; 2 3 ошибки профессиональных разработчиков информационных систем: алгоритмические, программные, структурные 4 форс-мажорные обстоятельства (авария, пожар, наводнение и другие так называемые воздействия непреодолимой силы)

МЕТОДЫ ЗАЩИТЫ Расширение областей использования компьютеров и увеличение темпа роста компьютерного парка (то есть проблема защиты информации должна решаться на уровне технических средств) Высокая степень концентрации информации в центрах ее обработки и, как следствие, появление централизованных баз данных, предназначенных для коллективного пользования Расширение доступа пользователя к мировым информационным ресурсам (современные системы обработки данных могут обслуживать неограниченное число абонентов, удаленных на сотни и тысячи километров); Усложнение программного обеспечения вычислительного процесса на компьютере.

ограничение доступа к информации законодательные меры контроль доступа к аппаратуре МЕТОДЫ ЗАЩИТЫ шифрование информации

Ограничение доступа на уровне среды обитания человека, то есть путем создания искусственной преграды вокруг объекта защиты: выдачи допущенным лицам специальных пропусков, установки охранной сигнализации или системы видеонаблюдения на уровне защиты компьютерных систем, например, с помощью разделения информации, циркулирующей в компьютерной системе, на части и организации доступа к ней лиц в соответствии с их функциональными обязанностями.

Политика безопасности — это совокупность технических, программных и организационных мер, направленных на защиту информации в компьютерной сети.

Защита от хищения информации обычно осуществляется с помощью специальных программных средств. Несанкционированное копирование и распространение программ и ценной компьютерной информации является кражей интеллектуальной собственности. Защищаемые программы подвергаются предварительной обработке, приводящей исполняемый код программы в состояние, препятствующее его выполнению на «чужих» компьютерах (шифрование файлов, вставка парольной защиты, проверка компьютера по его уникальным характеристикам и т. п.).

Для защиты от компьютерных вирусов применяются « иммуностойкие » программные средства (программы-анализаторы), предусматривающие разграничение доступа, самоконтроль и самовосстановление. Антивирусные средства являются самыми распространенными средствами защиты информации.

В качестве физической защиты компьютерных систем используется специальная аппаратура, позволяющая выявить устройства промышленного шпионажа, исключить запись или ретрансляцию излучений компьютера, а также речевых и других несущих информацию сигналов. Это позволяет предотвратить утечку информативных электромагнитных сигналов за пределы охраняемой территории.

повышение надежности работы электронных и механических узлов и элементов; структурная избыточность — дублирование или утроение элементов, устройств, подсистем; функциональный контроль с диагностикой отказов, то есть обнаружение сбоев, неисправностей и программных ошибок и исключение их влияния на процесс обработки информации, а также указание места отказавшего элемента. Для защиты информации от случайных информационных угроз, например, в компьютерных системах, применяются средства повышения надежности аппаратуры:

Вопросы Что такое информационная безопасность? Какие действия относятся к области информационных преступлений? Какие существуют меры предотвращения информационных преступлений? Какие меры вы бы могли предложить сами? Почему использование «пиратских» копий программного обеспечения является преступлением?

Глава 1 Под информационной безопасностью Российской Федерации понимается состояние защищенности ее национальных интересов в информационной сфере, определяющихся совокупностью сбалансированных интересов личности, общества и государства. Под информационной безопасностью Российской Федерации понимается состояние защищенности ее национальных интересов в информационной сфере, определяющихся совокупностью сбалансированных интересов личности, общества и государства.

Интересы: Интересы личности в информационной сфере заключаются в реализации конституционных прав человека и гражданина на доступ к информации, на использование информации в интересах осуществления не запрещенной законом деятельности, физического, духовного и интеллектуального развития, а также в защите информации, обеспечивающей личную безопасность. Интересы личности в информационной сфере заключаются в реализации конституционных прав человека и гражданина на доступ к информации, на использование информации в интересах осуществления не запрещенной законом деятельности, физического, духовного и интеллектуального развития, а также в защите информации, обеспечивающей личную безопасность. Интересы общества в информационной сфере заключаются в обеспечении интересов личности в этой сфере, упрочении демократии, создании правового социального государства, достижении и поддержании общественного согласия, в духовном обновлении России. Интересы общества в информационной сфере заключаются в обеспечении интересов личности в этой сфере, упрочении демократии, создании правового социального государства, достижении и поддержании общественного согласия, в духовном обновлении России. Интересы государства в информационной сфере заключаются в создании условий для гармоничного развития российской информационной инфраструктуры, для реализации конституционных прав и свобод человека и гражданина в области получения информации и пользования ею в целях обеспечения незыблемости конституционного строя, суверенитета и территориальной целостности России, политической, экономической и социальной стабильности, в безусловном обеспечении законности и правопорядка, развитии равноправного и взаимовыгодного международного сотрудничества. Интересы государства в информационной сфере заключаются в создании условий для гармоничного развития российской информационной инфраструктуры, для реализации конституционных прав и свобод человека и гражданина в области получения информации и пользования ею в целях обеспечения незыблемости конституционного строя, суверенитета и территориальной целостности России, политической, экономической и социальной стабильности, в безусловном обеспечении законности и правопорядка, развитии равноправного и взаимовыгодного международного сотрудничества.

Выделяются четыре основные составляющие национальных интересов РФ в информационной сфере. Первая составляющая национальных интересов Российской Федерации в информационной сфере включает в себя соблюдение конституционных прав и свобод человека и гражданина в области получения информации и пользования ею, обеспечение духовного обновления России, сохранение и укрепление нравственных ценностей общества, традиций патриотизма и гуманизма, культурного и научного потенциала страны. Первая составляющая национальных интересов Российской Федерации в информационной сфере включает в себя соблюдение конституционных прав и свобод человека и гражданина в области получения информации и пользования ею, обеспечение духовного обновления России, сохранение и укрепление нравственных ценностей общества, традиций патриотизма и гуманизма, культурного и научного потенциала страны. Вторая составляющая национальных интересов Российской Федерации в информационной сфере включает в себя информационное обеспечение государственной политики Российской Федерации, связанное с доведением до российской и международной общественности достоверной информации о государственной политике Российской Федерации, ее официальной позиции по социально значимым событиям российской и международной жизни, с обеспечением доступа граждан к открытым государственным информационным ресурсам Вторая составляющая национальных интересов Российской Федерации в информационной сфере включает в себя информационное обеспечение государственной политики Российской Федерации, связанное с доведением до российской и международной общественности достоверной информации о государственной политике Российской Федерации, ее официальной позиции по социально значимым событиям российской и международной жизни, с обеспечением доступа граждан к открытым государственным информационным ресурсам

Третья составляющая национальных интересов Российской Федерации в информационной сфере включает в себя развитие современных информационных технологий, отечественной индустрии информации, в том числе индустрии средств информатизации, телекоммуникации и связи, обеспечение потребностей внутреннего рынка ее продукцией и выход этой продукции на мировой рынок, а также обеспечение накопления, сохранности и эффективного использования отечественных информационных ресурсов. Третья составляющая национальных интересов Российской Федерации в информационной сфере включает в себя развитие современных информационных технологий, отечественной индустрии информации, в том числе индустрии средств информатизации, телекоммуникации и связи, обеспечение потребностей внутреннего рынка ее продукцией и выход этой продукции на мировой рынок, а также обеспечение накопления, сохранности и эффективного использования отечественных информационных ресурсов. Четвертая составляющая национальных интересов Российской Федерации в информационной сфере включает в себя защиту информационных ресурсов от несанкционированного доступа, обеспечение безопасности информационных и телекоммуникационных систем, как уже развернутых, так и создаваемых на территории России. Четвертая составляющая национальных интересов Российской Федерации в информационной сфере включает в себя защиту информационных ресурсов от несанкционированного доступа, обеспечение безопасности информационных и телекоммуникационных систем, как уже развернутых, так и создаваемых на территории России.

Глава 2 По своей общей направленности угрозы информационной безопасности Российской Федерации подразделяются на следующие виды: угрозы конституционным правам и свободам человека и гражданина в области духовной жизни и информационной деятельности, индивидуальному, групповому и общественному сознанию, духовному возрождению России; угрозы конституционным правам и свободам человека и гражданина в области духовной жизни и информационной деятельности, индивидуальному, групповому и общественному сознанию, духовному возрождению России;конституционным правам и свободам конституционным правам и свободам угрозы информационному обеспечению государственной политики Российской Федерации; угрозы информационному обеспечению государственной политики Российской Федерации; угрозы развитию отечественной индустрии информации, включая индустрию средств информатизации, телекоммуникации и связи, обеспечению потребностей внутреннего рынка в ее продукции и выходу этой продукции на мировой рынок, а также обеспечению накопления, сохранности и эффективного использования отечественных информационных ресурсов; угрозы развитию отечественной индустрии информации, включая индустрию средств информатизации, телекоммуникации и связи, обеспечению потребностей внутреннего рынка в ее продукции и выходу этой продукции на мировой рынок, а также обеспечению накопления, сохранности и эффективного использования отечественных информационных ресурсов; угрозы безопасности информационных и телекоммуникационных средств и систем, как уже развернутых, так и создаваемых на территории России. угрозы безопасности информационных и телекоммуникационных средств и систем, как уже развернутых, так и создаваемых на территории России.

Угрозами конституционным правам и свободам человека и гражданина в области духовной жизни и информационной деятельности, индивидуальному, групповому и общественному сознанию, духовному возрождению России могут являться: Принятие федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации нормативных правовых актов, ущемляющих конституционные права и свободы граждан в области духовной жизни и информационной деятельности; Принятие федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации нормативных правовых актов, ущемляющих конституционные права и свободы граждан в области духовной жизни и информационной деятельности; Создание монополий на формирование, получение и распространение информации в Российской Федерации, в том числе с использованием телекоммуникационных систем; Создание монополий на формирование, получение и распространение информации в Российской Федерации, в том числе с использованием телекоммуникационных систем; Противодействие, в том числе со стороны криминальных структур, реализации гражданами своих конституционных прав на личную и семейную тайну, тайну переписки, телефонных переговоров и иных сообщений; Противодействие, в том числе со стороны криминальных структур, реализации гражданами своих конституционных прав на личную и семейную тайну, тайну переписки, телефонных переговоров и иных сообщений; Нерациональное, чрезмерное ограничение доступа к общественно необходимой информации; Нерациональное, чрезмерное ограничение доступа к общественно необходимой информации; Противоправное применение специальных средств воздействия на индивидуальное, групповое и общественное сознание; Противоправное применение специальных средств воздействия на индивидуальное, групповое и общественное сознание;

Угрозами информационному обеспечению государственной политики Российской Федерации могут являться: Монополизация информационного рынка России, его отдельных секторов отечественными и зарубежными информационными структурами; Монополизация информационного рынка России, его отдельных секторов отечественными и зарубежными информационными структурами; Блокирование деятельности государственных средств массовой информации по информированию российской и зарубежной аудитории; Блокирование деятельности государственных средств массовой информации по информированию российской и зарубежной аудитории; Низкая эффективность информационного обеспечения государственной политики Российской Федерации вследствие дефицита квалифицированных кадров, отсутствия системы формирования и реализации государственной информационной политики. Низкая эффективность информационного обеспечения государственной политики Российской Федерации вследствие дефицита квалифицированных кадров, отсутствия системы формирования и реализации государственной информационной политики.

Угрозами развитию отечественной индустрии информации, включая индустрию средств информатизации, телекоммуникации и связи, обеспечению потребностей внутреннего рынка в ее продукции и выходу этой продукции на мировой рынок, а также обеспечению накопления, сохранности и эффективного использования отечественных информационных ресурсов могут являться: Противодействие доступу Российской Федерации к новейшим информационным технологиям, взаимовыгодному и равноправному участию российских производителей в мировом разделении труда в индустрии информационных услуг, средств информатизации, телекоммуникации и связи, информационных продуктов, а также создание условий для усиления технологической зависимости России в области современных информационных технологий; Противодействие доступу Российской Федерации к новейшим информационным технологиям, взаимовыгодному и равноправному участию российских производителей в мировом разделении труда в индустрии информационных услуг, средств информатизации, телекоммуникации и связи, информационных продуктов, а также создание условий для усиления технологической зависимости России в области современных информационных технологий; закупка органами государственной власти импортных средств информатизации, телекоммуникации и связи при наличии отечественных аналогов, не уступающих по своим характеристикам зарубежным образцам; закупка органами государственной власти импортных средств информатизации, телекоммуникации и связи при наличии отечественных аналогов, не уступающих по своим характеристикам зарубежным образцам; вытеснение с отечественного рынка российских производителей средств информатизации, телекоммуникации и связи; вытеснение с отечественного рынка российских производителей средств информатизации, телекоммуникации и связи; увеличение оттока за рубеж специалистов и правообладателей интеллектуальной собственности. увеличение оттока за рубеж специалистов и правообладателей интеллектуальной собственности.

Угрозами безопасности информационных и телекоммуникационных средств и систем, как уже развернутых, так и создаваемых на территории России, могут являться: Противоправные сбор и использование информации; Противоправные сбор и использование информации; Нарушения технологии обработки информации; Нарушения технологии обработки информации; Внедрение в аппаратные и программные изделия компонентов, реализующих функции, не предусмотренные документацией на эти изделия; Внедрение в аппаратные и программные изделия компонентов, реализующих функции, не предусмотренные документацией на эти изделия; Разработка и распространение программ, нарушающих нормальное функционирование информационных и информационно- телекоммуникационных систем, в том числе систем защиты информации; Разработка и распространение программ, нарушающих нормальное функционирование информационных и информационно- телекоммуникационных систем, в том числе систем защиты информации; Уничтожение, повреждение, радиоэлектронное подавление или разрушение средств и систем обработки информации, телекоммуникации и связи; Уничтожение, повреждение, радиоэлектронное подавление или разрушение средств и систем обработки информации, телекоммуникации и связи; Воздействие на парольно-ключевые системы защиты автоматизированных систем обработки и передачи информации; Воздействие на парольно-ключевые системы защиты автоматизированных систем обработки и передачи информации; Компрометация ключей и средств криптографической защиты информации; Компрометация ключей и средств криптографической защиты информации; Утечка информации по техническим каналам; Утечка информации по техническим каналам; Уничтожение, повреждение, разрушение или хищение машинных и других носителей информации; Уничтожение, повреждение, разрушение или хищение машинных и других носителей информации; Перехват информации в сетях передачи данных и на линиях связи, дешифрование этой информации и навязывание ложной информации; Перехват информации в сетях передачи данных и на линиях связи, дешифрование этой информации и навязывание ложной информации;

Глава 3 Источники угроз информационной безопасности Российской Федерации подразделяются на внешние и внутренние. К внешним источникам относятся: К внешним источникам относятся: деятельность иностранных политических, экономических, военных, разведывательных и информационных структур, направленная против интересов Российской Федерации в информационной сфере; деятельность иностранных политических, экономических, военных, разведывательных и информационных структур, направленная против интересов Российской Федерации в информационной сфере; стремление ряда стран к доминированию и ущемлению интересов России в мировом информационном пространстве, вытеснению ее с внешнего и внутреннего информационных рынков; стремление ряда стран к доминированию и ущемлению интересов России в мировом информационном пространстве, вытеснению ее с внешнего и внутреннего информационных рынков; обострение международной конкуренции за обладание информационными технологиями и ресурсами; обострение международной конкуренции за обладание информационными технологиями и ресурсами; деятельность международных террористических организаций; деятельность международных террористических организаций; увеличение технологического отрыва ведущих держав мира и наращивание их возможностей по противодействию созданию конкурентоспособных российских информационных технологий; увеличение технологического отрыва ведущих держав мира и наращивание их возможностей по противодействию созданию конкурентоспособных российских информационных технологий; деятельность космических, воздушных, морских и наземных технических и иных средств (видов) разведки иностранных государств; деятельность космических, воздушных, морских и наземных технических и иных средств (видов) разведки иностранных государств;

К внутренним источникам относятся: критическое состояние отечественных отраслей промышленности; критическое состояние отечественных отраслей промышленности; неблагоприятная криминогенная обстановка, сопровождающаяся тенденциями сращивания государственных и криминальных структур в информационной сфере, получения криминальными структурами доступа к конфиденциальной информации, усиления влияния организованной преступности на жизнь общества, снижения степени защищенности законных интересов граждан, общества и государства в информационной сфере; неблагоприятная криминогенная обстановка, сопровождающаяся тенденциями сращивания государственных и криминальных структур в информационной сфере, получения криминальными структурами доступа к конфиденциальной информации, усиления влияния организованной преступности на жизнь общества, снижения степени защищенности законных интересов граждан, общества и государства в информационной сфере; недостаточная координация деятельности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации по формированию и реализации единой государственной политики в области обеспечения информационной безопасности Российской Федерации; недостаточная координация деятельности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации по формированию и реализации единой государственной политики в области обеспечения информационной безопасности Российской Федерации; недостаточная разработанность нормативной правовой базы, регулирующей отношения в информационной сфере, а также недостаточная правоприменительная практика; недостаточная разработанность нормативной правовой базы, регулирующей отношения в информационной сфере, а также недостаточная правоприменительная практика; неразвитость институтов гражданского общества и недостаточный государственный контроль за развитием информационного рынка России; неразвитость институтов гражданского общества и недостаточный государственный контроль за развитием информационного рынка России;

За последние годы в Российской Федерации реализован комплекс мер по совершенствованию обеспечения ее информационной безопасности Начато формирование базы правового обеспечения информационной безопасности. Приняты Закон Российской Федерации «О государственной тайне», Основы законодательства Российской Федерации об Архивном фонде Российской Федерации и архивах, федеральные законы «Об информации, информатизации и защите информации», «Об участии в международном информационном обмене», ряд других законов, Начато формирование базы правового обеспечения информационной безопасности. Приняты Закон Российской Федерации «О государственной тайне», Основы законодательства Российской Федерации об Архивном фонде Российской Федерации и архивах, федеральные законы «Об информации, информатизации и защите информации», «Об участии в международном информационном обмене», ряд других законов,Закон Основы законодательства»Об информации, информатизации и защите информации»»Об участии в международном информационном обмене»Закон Основы законодательства»Об информации, информатизации и защите информации»»Об участии в международном информационном обмене» Успешному решению вопросов обеспечения информационной безопасности Российской Федерации способствуют государственная система защиты информации, система защиты государственной тайны, системы лицензирования деятельности в области защиты государственной тайны и системы сертификации средств защиты информации. Успешному решению вопросов обеспечения информационной безопасности Российской Федерации способствуют государственная система защиты информации, система защиты государственной тайны, системы лицензирования деятельности в области защиты государственной тайны и системы сертификации средств защиты информации. Вместе с тем анализ состояния информационной безопасности Российской Федерации показывает, что ее уровень не в полной мере соответствует потребностям общества и государства. Вместе с тем анализ состояния информационной безопасности Российской Федерации показывает, что ее уровень не в полной мере соответствует потребностям общества и государства.